Биологическая обратная связь для учителей

Биоуправление для учителей

Неклиническая сфера применения биоуправления связана с использованием технологий биологической обратной связи в эффективном стрессменеджменте, позволяющем повысить показатели эффективности в большом спорте, искусстве, а также в любой деятельности, требующей длительных усилий, а также большой ответственности. К неклинической сфере можно отнести также коррекцию так называемых пограничных состояний, вызванных неконтролируемым влиянием хронического стресса.

Важной неклинической сферой применения методов биоуправления является также педагогика, где с их помощью решаются вопросы повышения эффективности обучения, развития творческих способностей, оздоровления групп часто болеющих детей, и др. Современные стандарты образования подразумевают внедрение программ сохранения и укрепления здоровья учащихся с широким применением современных компьютерных технологий, включая технологии биоуправления.

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности. количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами.

Из-за присутствия в школе элемента соревнования, связанного с ориентацией на высокие показатели, у детей, не справляющихся с программой, легко развивается самопораженческая реакция и негативное представления о собственной личности, они смиряются с ролью неудачников и неуспевающих, что препятствует дальнейшему личностному развитию и увеличивает риск возникновения психосоматических расстройств. Естественно, на этой почве может возникнуть стрессовое состояние.

Во время экзаменов и итоговых контрольных, зачётов стресс ещё более усиливается, и это вызывает раздражение, усталость, возбудимость и другие признаки напряжения нервной системы. С одной стороны, нельзя забывать о подростковом кризисе, совпадающем с усиленными нагрузками при окончании школы. Гормональная перестройка, лабильность вегетативных процессов, неустойчивость самооценки – все это способствует нарушению процессов адаптации и при неблагоприятных условиях может привести не только к развитию или обострению психосоматических заболеваний, но и к формированию отклоняющегося поведения как способа снятия перенапряжения.

С другой стороны, детско-подростковый возраст – это тот уникальный сенситивный период, в течение которого наиболее легко и естественно происходит обучение методам самоконтроля и саморегуляции, основным стратегиям конструктивного поведения, приводящим впоследствии к эффективной самореализации, наиболее полному проявлению интеллектуального и творческого потенциала личности.

Таким образом, одной из актуальных практических задач дошкольных и школьных учреждений является создание комфортной, психологически здоровой образовательной среды для детей и подростков путем внедрения научно-обоснованных эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков.

Внедрение в школьную программу факультативных занятий, разработанных на основании эффективной, научно обоснованной технологии биоуправления или биологической обратной связи позволяет не только обучить детей и подростков навыкам саморегуляции и управления своим психоэмонациональным состоянием, но также способствует формированию осознанного отношения к здоровому образу жизни, профилактике нервного напряжения.

В России наиболее популярными и востребованными в обучении школьников и дошкольников используется метод игрового биоуправления, разработанный в Институте молекулярной биологии и биофизики СО РАМН под руководством академика М.Б. Штарка. и метод биологической обратной связи(БОС), разработанный в Институте биологической обратной связи под руководством ученого-физиолога, кандидата биологических наук А. А. Сметанкина.

Методики разработанные российскими учеными в течение последних лет прошли многочисленные и подробные клинические апробации, получила хорошее аппаратно-программное обеспечение и нашли широкое применение не только в коррекционной педагогике, но и в массовых школах и ДОУ, в качестве эффективного средства профилактики ряда заболеваний и инструмента противодействия негативным последствиям влияния учебного процесса на организм ребенка.

Задача игрового тренинга – обучить ребенка новым способам реагирования на напряжённые и конфликтные ситуации, овладение навыками произвольной регуляции физиологических функций в условиях психоэмоциональной нагрузки.

Игровое компьютерное биоуправление базируется на принципах биологической обратной связи (БОС) и предназначено для направленного немедикаментозного изменения ряда физиологических функций организма человека с использованием современного компьютерного оборудования. При реализации метода биоуправления при помощи специальной аппаратуры происходит регистрация физиологических параметров организма и преобразование их в сигналы обратной связи, которые человек воспринимает в виде звукового или зрительного ряда. Воспринимаемые сигналы отражают физиологические параметры в режиме реального времени, поэтому человек не только констатирует собственное состояние или его изменения, но и получает возможность с помощью навыков саморегуляции осознанно изменять регистрируемый параметр в необходимом направлении.

Компьютерный игровой комплекс биоуправления состоит из:

  • Специального прибора с датчиками, регистрирующими пульс и периферическую температуру или частоту сердечных сокращений и частоту дыхания;
  • Компьютера, в котором происходит обработка и преобразование регистрируемых физиологических параметров и введение их в сюжет игры;
  • Набора компьютерных игр, сюжеты которых управляются выбранным физиологическим параметром и носят явный или скрытый соревновательный характер.и соответствуют дошкольным или школьным программам обучения.

Увлекательный сюжет игр, эмоционально воздействуя на играющего, вызывает интерес к результату, повышает мотивацию к тренировочному процессу и эффективность обучения. Моделируется стрессовая (соревновательная) ситуация, которую в процессе тренировки необходимо преодолеть, и таким образом, происходит обучение навыкам контроля своих вегетативных реакций в условиях психоэмоционального напряжения.

Преодолевая кажущееся противоречие между эмоциональной нагрузкой и необходимостью быть спокойным, играющий учится сохранять устойчивость к стрессирующей ситуации игры, в результате чего у него создается модель эффективного поведения – система навыков конструктивного разрешения стрессовых ситуаций, препятствующая развитию стрессиндуцированных состояний и их последствий.

Обучающие алгоритмы в играх с биоуправлением построены так. что для победы нужно улучшить свой собственный предыдущий результат, а в программах с образовательным компонентом, слайды и музыка или видеоряд по конкретному предмету станет доступен, только в случае правильного выполнения упражнения. Это является залогом совершенствования индивидуальных навыков. Все результаты сохраняются в базе данных, что позволяет проследить динамику обучения.

Меню