БАК-терапия при нарушении формирования навыков письменной речи
Речь - это важная социальная функция, главный инструмент познания мира. Нарушения письменной и устной речи влияют на все сферы жизни ребенка: успешность обучения в школе, возможность установления адекватных межличностных отношений, формирование положительного образа «Я» и самооценки.
Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, связанная с нарушением функции или незрелостью коры головного мозга. Проявляется в стойких затруднениях опознания и узнавания букв, затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к искажению понимания прочитанного. При этом отсутствуют нарушения со стороны зрительного, слухового анализаторов, нет педагогической запущенности, у ребенка отмечается нормальный уровень психического развития. Не должно быть других неврологических и психических заболеваний (последствия ЗЧМТ), способных привести к данному нарушению.
Частота встречаемости составляет 10% среди младших школьников, при этом распространенность среди мальчиков выше в 3-4 раза.
Дисграфия - частичное специфическое нарушение процесса письма. Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа букв, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений при сохранном зрении, слухе, умственном развитии, отсутствии педагогической запущенности и других неврологических и психических заболеваний, которые могли бы быть причиной имеющихся нарушений. У таких детей наблюдаются стойкие оптические, грамматические, фонематические ошибки.
Дискалькулия — специфическое нарушение обучения счету, проявляющееся в разных возрастах дошкольной и школьной популяции при сохранном зрении, слухе, умственном развитии, отсутствии педагогической запущенности и других неврологических и психических заболеваний, которые могли бы явиться причиной стойких нарушений.
Симптомы специфической дискалькулии выражаются в трудностях: понимания разрядного строения числа и понятия числа; понимания внутреннего состава числа и связи чисел между собой; понимания левого и правого компонентов числа, значения нуля; перечисления и выстраивания автоматизированных цифровых, особенно порядковых, рядов; выполнения элементарных вычислительных действий (сложения, особенно с переходом через десяток, вычитания, деления, умножения); распознавания числовых знаков; соотнесения чисел в арифметическом действии; заучивания таблицы умножения; решения задач, требующих понимания смысла и нескольких логических операций с удержанием в памяти определённых действий; зрительно-пространственного восприятия связи числа с вербализацией процесса счета; раскрытия математического содержания схем и картинок, подводящих к правильному ответу; выполнения усложненных логикоабстрактных действий, включаемых в алгебру, геометрию, тригонометрию, физику.
Терапия при таких нарушениях должна быть адекватной, комплексной с применением медикаментозного лечения, логопедической коррекции, реабилитационных неврологических методик (ТКМП и БАК); должна быть направлена на активизацию деятельности мозговых структур. Как правило, БАК назначается от 10 до 15 сеансов, длительностью 20 минут.
У детей с явлениями церебральной венозной дисциркуляции в середине курса может появиться головная боль, которая купируется изменением настроек параметров БАК, подключением остеопатической коррекции. Также назначается медикаментозная терапия, способствующая улучшению обменных процессов в головном мозге. Применяются антиоксидантные, антигипоксантные лекарства, витаминотерапия (препараты фолиевой кислоты, пиридоксина, цианокобаламина, тиамина), препараты, восполняющие дефицит магния, аминокислоты, противоотечные средства, омега-3 полиненасыщенные жирные кислоты, легкие ноотропные средства и т.д. При наличии венозной дисциркуляции, нестабильности шейного отдела позвоночника целесообразно одновременное лечение у остеопата, дневные горизонтальные разгрузки не менее 50 минут в день, при наличии показаний - ношение воротника Шанца по 60 минут в день в вечернее время.
Следует отметить, что высокие результаты лечения наблюдаются при совместном назначении БАК и ТКМП (транскраниальная микрополяризация).
При этом ТКМП должна назначаться не чаще, чем 2-3 раза в неделю. При хорошей переносимости процедур сеансы БАК и ТКМП должны чередоваться; при наличии перевозбуждения в результате ТКМП целесообразно проведение БАК не раньше, чем через 2 часа после окончания ТКМП. Важно отметить, что при таком воздействии важна медикаментозная подготовка к проводимому лечению. Как правило, за 1 месяц перед началом и во время лечения необходимо проведение медикаментозной терапии: при наличии гипертензионного синдрома - мочегонные препараты; аминокислоты (метионин, глутаминовую, фолиевую кислоту, глицин, лецитин); витамины группы В; сосудистые препараты; легкие растительные седативные препараты; антигипоксантов, антиоксидантов, легких ноотропных препаратов. По окончанию лечения целесообразно назначение длительного курса ноотропных препаратов совместно с нейрометаболическими средствами. Курсовое лечение БАК должно проводиться через каждые 2-3 месяца; ТКМП каждые полгода. Одновременно с проводимым лечением целесообразно проведение логопедической коррекции.
Рис 1. Клиническая эффективность биоакустической коррекции без медикаментозной терапии. Изменение почерка ребенка 7 лет с дисграфией
Авторы:
- Колчевой Юлией Александровной — врач-невролог, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры неврологии, МСЭ и реабилитации Санкт- Петербургского института усовершенствования врачей экспертов, старший научный сотрудник Федерального научного центра реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта
- Константиновым Константином Викторовичем — кандидат биологических наук, нейрофизиолог, ведущий научный сотрудник НИО «Клиника биоакустической коррекции»
- Скоромец Анной Петровной — доктор медицинских наук, профессор кафедры неонатологии Санкт-Петербургского государственного медицинского педиатрического университета, главный внештатный детский невролог Северо-Западного Федерального Округа РФ
- Бениковой Еленой Владиславовной — врач-невролог, главный врач НИО «Клиника биоакустической коррекции»
Источник: Клиника биоакустической коррекции
https://bacclinic.ru
- Комментарии