БАК-терапия при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)
Синдром дефицита (нарушения) внимания с гиперактивностью (СДВГ/СНВГ) - наиболее распространенное психоневрологическое расстройство поведения и внимания детского и подросткового возраста, характеризуется нарушением внимания, двигательной расторможенностью, импульсивностью поведения. Встречаемость данного заболевания составляет 5-20% в детской популяции. Относительная распространенность синдрома среди мальчиков выше, чем у девочек, и наблюдается в соотношении 5:1.
В Международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10) и диагностическом и статистическом руководстве по психическим заболеваниям Американской ассоциации психиатров (DSM-IV) клинические проявления синдрома определяются 3 симптомокомплексами:
- Нарушения внимания (невнимательность и/или патологическая отвлекаемость);
- Импульсивность, выражающаяся в неспособности подавить затормозить ответную реакцию;
- Гиперактивность (общая двигательная и/или речевая активность чрезмерная для данного возраста и интеллекта ребенка).
Каждый симптомокомплекс состоит из диагностических признаков необходимых для постановки диагноза.
Невнимательность
- Ребенок часто не способен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
- Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
- Часто складывается впечатление о том, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
- Часто ребенок оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или вызывающим поведением, неспособностью понять задание).
- Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
- При необходимости выполнения заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы), обычно избегает его, высказывает недовольство или сопротивляется.
- Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
- Легко отвлекается на посторонние стимулы.
- Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
Гиперактивность
- У ребенка часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
- Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
- Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
- Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
- Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».
- Часто бывает болтливым.
Импульсивность
- Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.
- Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
- Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
Согласно МКБ-10 и DSM-IV, диагностическими критериями, необходимым для обоснования диагноза, считают:
- Наличие у ребенка 6 и более признаков из 18 вышеперечисленных, в течение не менее полугода.
- Первые симптомы заболевания появляются в первые годы развития ребенка, в первые 5 лет (до 7 лет).
- Обнаруживаются, по меньшей мере, в 2-х сферах деятельности (дома, в играх, в школе, в труде).
- Не обусловлены психотическими, тревожными, аффективными, диссоциативными расстройствами или психопатиями.
- Вызывают значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию.
Основными жалобами детей и их родителей при обращении к врачу являются трудности с концентрацией внимания и контролем поведения, трудности обучения. Дети чрезвычайно подвижны, беспокойны, не могут усидеть на месте во время урока, постоянно отвлекаются, дефекты концентрации внимания обуславливают низкую успеваемость детей с СДВГ, несмотря на достаточно высокий уровень интеллекта. Родители отмечают у детей отсутствие интереса к большинству существующих видов деятельности, особенно к учебе в школе, плохую успеваемость, чрезмерную двигательную активность, повышенную возбудимость, эмоциональную лабильность, непослушание. Вегетативные и соматические нарушения, степень их выраженности в каждом отдельном случае различен и набор у каждого отдельного ребенка - индивидуален: полиморфные вегетативные нарушения - повышенная потливость, акроцианоз, лабильность пульса, ВСД, метеозависимость. Родители отмечают преходящие или хронические страхи, сноговорение, бруксизм, энурез, страхи темноты и одиночества, умеренно выраженные сенсомоторные и речевые нарушения, расстройство восприятия. По общему интеллектуальному развитию дети с таким диагнозом находятся на уровне нормы или, в отдельных случаях, субнормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации.
В работах Центра коррекции нарушений внимания и поведения Института мозга человека РАН классификация СДВГ дополнена с учетом этиопатогенза, типа, формы и степени тяжести заболевания. Кроме типов СДВГ указанных в DSM-IV (СДВГ - К, СДВГ - ГИ, СДВГ - Н), учитывая наличие тех или иных коморбидных расстройств, выделяют 2 функциональные формы СНВГ:
- простую форму, характеризующуюся основными симптомами: невнимательностью, гиперактивностью, импульсивностью, дислексией, дисграфией, первичной формой энуреза;
- осложненную форму, характеризующуюся тем, что к ранее перечисленным симптомам присоединяются «вторичные» симптомы: головные боли (цереброастенический вариант); тики, заикание (неврозоподобный вариант); расстройства поведения, фобические расстройства, парасомнии (сочетанный вариант).
Способы коррекции работы мозга при СДВГ
Большое количество этиопатогенетических факторов развития СНВГ и клинических проявлений обуславливает необходимость комплексного подхода в диагностике и лечении детей с данным расстройством. В настоящее время лечение представляет собой совокупность медикаментозной терапии, психотерапии и нефармакологических методов коррекции поведения. Наиболее хорошо разработаны методы фармакологической терапии (позитивные результаты наблюдаются в 60-70%, при комбинированном применении медикаментов - в 75%). Однако нейрофармакологическая коррекция имеет ряд противопоказаний и побочных эффектов: привыкание к препарату, синдром отмены, краткосрочность действия, приводящая к длительному, а иногда пожизненному использованию препарата. В связи с этим разработка немедикаментозных способов лечения является весьма актуальной в современной нейропедиатрии: метод БАК позволяет безопасно, мягко скорректировать неврологические нарушения, наблюдающиеся у таких детей. Приведем результаты исследования В.Н. Трушиной, подтвердившей эффективность метода БАК у детей с СНВГ.
Разработка модели исследования и утверждение результатов осуществлялась совместно с Санкт-Петербургским педиатрическим медицинским университетом (2012 год), на основе данной работы были выпущены методические рекомендации для врачей-неврологов, врачей- психиатров, медицинских психологов, врачей восстановительной медицины и функциональной диагностики.
Трушина В.Н. исследовала эффективность БАК для реабилитации детей с СНВГ. Было обследовано 53 ребенка, из них - 41 (77,6 %) мальчик, 12 (22,6 %) девочек в возрасте 8±0,75 года (мальчиков - 8±0,74 и девочек - 7,8±0,75). Клинические признаки СНВГ определяли на основании критериев DSM-IV и МКБ-10 до и после курса БАК по структурированному диагностическому опроснику П. Уэндера для родителей. Тяжесть заболевания оценивали с помощью шкалы SNAP - IV до и после сеансов БАК. Анализ изменения параметров функции внимания проводили до и после сеансов БАК по тесту количественной оценки нарушений функции внимания. Тест разработан в Физиологическом отделе им. И.П. Павлова НИИЭМ СЗО РАМН.
Все дети, получавшие сеансы БАК-терапии длительностью 20 минут № 10 через день, не получали медикаментозного лечения.
В результате анализа исходных значений уровня внимания, по данным теста количественной оценки нарушений внимания, у всех пациентов обследуемой группы с СНВГ определялось достоверно высокое содержание ошибок невнимательности, повышение уровня импульсивности и увеличение дисперсии времени ответа (по сравнению с группой практически здоровых детей). В результате БАК терапии происходило заметное улучшение показателей функции внимания как у мальчиков, так у девочек, уменьшение количества пропусков значимых стимулов (ошибок невнимательности) и количества ложных реакций (ошибок импульсивности) (р<0,001), достоверное сокращение дисперсии времени ответа (р<0,001).
В результате БАК терапии при анализе выраженности симптомов по шкале SNAP - IV (до и после лечения) произошло достоверное (р<0,01) снижение баллов показателей невнимательности, гиперактивности и импульсивности у детей с СНВГ.
По данным Трушиной В.Н., улучшение клинических проявлений сопровождалось достоверной реорганизацией БЭА. К концу курса процедур у 49 детей (92,45%) в ЭЭГ наблюдалось доминирование альфа активности. В эту группу вошли: а) дети у которых исходно преобладал альфа ритм, б) 7 детей из подгруппы с доминирующим бета-ритмом, в) 3 пациента из подгруппы с доминирующим тета-ритмом, г) 3 пациента из подгруппы с полиритмичной ЭЭГ. При этом, для всей группы, достоверно увеличился индекс альфа-ритма (p<0,01), с 49,39%±2,66 до 62,9%±9,7, произошло структурирование ритма: ритм приобрел веретенообразную форму и доминировал в затылочных отведениях. Наблюдалась тенденция к увеличению доли периодов колебаний бета-активности с 19,43±2,28% до 22,12±4,41% и тенденция к уменьшению тета-активности с 21±3,62% до 19,29±2,24%.
Анализ ЭЭГ исследуемых детей с СДВГ выявил выраженную межполушарную асимметрию биоэлектрической активности головного мозга. Это отчетливо выражено в картине распределений периодов колебаний ЭЭГ правого и левого полушарий. После проведения курса БАК у 45 пациентов (84,9 %) регистрировалось достоверное уменьшение значения показателя асимметрии в лобных отведениях и в затылочных отведениях (р<0,0002).
Авторы:
- Колчевой Юлией Александровной — врач-невролог, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры неврологии, МСЭ и реабилитации Санкт- Петербургского института усовершенствования врачей экспертов, старший научный сотрудник Федерального научного центра реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта
- Константиновым Константином Викторовичем — кандидат биологических наук, нейрофизиолог, ведущий научный сотрудник НИО «Клиника биоакустической коррекции»
- Скоромец Анной Петровной — доктор медицинских наук, профессор кафедры неонатологии Санкт-Петербургского государственного медицинского педиатрического университета, главный внештатный детский невролог Северо-Западного Федерального Округа РФ
- Бениковой Еленой Владиславовной — врач-невролог, главный врач НИО «Клиника биоакустической коррекции»
Источник: Клиника биоакустической коррекции
https://bacclinic.ru