Биоакустическая коррекция при нарушении формирования устной речи у детей, дисфазии развития
Речь - исторически сложившаяся форма общения между людьми, отражающая уровень интеллектуального развития человека. Она представляет собой сложный многокомпонентный процесс, включающий в себя понимание, как восприятие языковых конструкций, так и формулирование, изложение собственных мыслей. Своевременное и правильное речевое развитие ребенка обеспечивает полноценное созревание и функционирование психической сферы, формирование представлений ребенка об окружающем мире, установление новых контактов, развитие мышления, социального взаимодействия и обучения. Для нормального формирования речи необходимо наличие сохранного слуха, неповрежденного артикуляционного аппарата, а также зрелости и сохранности структур головного мозга, ответственных за речевые функции. К наиболее часто встречающимся в клинической практике нарушениям речи относят специфические расстройства формирования речи, представляющие собой нарушение как смыслового, так и звукового компонентов (5-10% в возрасте до 6 лет). Многочисленными исследованиями отмечается неуклонный рост числа детей с подобными нарушениями.
Согласно МКБ-10 к специфическим расстройствам развития речи относят расстройство развития экспрессивной (F 80.1) и рецептивной речи (F 80.2). Наиболее часто данные нарушения наблюдаются у мальчиков; а также при наличии наследственной отягощенности, в результате перинатального поражения центральной нервной системы, патологии беременности и родов, влияния неблагоприятных социальных условий. В последнее время активно исследуются генетические механизмы, приводящие к нарушению нейроонтогенеза у таких детей. В частности, были выявлены такие гены как FOXP2, 7q31; FOXP1, 3р14; CNTNAP2, 7q36 определяющие наличие речевых расстройств.
Расстройство экспрессивной речи проявляется скудным словарным запасом, не соответствующему возрасту ребенка, трудностями вербального общения, нарушением способности обобщения, самостоятельного изложения, наблюдается нарушение согласования окончаний, неправильное использование предлогов, союзов, нарушение спряжения и склонения глаголов и существительных, неиспользование прилагательных, наличие множественных перестановок звуков внутри слова, нарушение построения фразы, наличие парафазий, неумение выполнить определенные артикуляционные движения при сохранном слухе, достаточном понимании обращенной речи, а также отсутствием парезов артикуляционной мускулатуры. Такие дети активно используют жесты, мимику для выражения своих просьб и желаний. У таких детей вторично может наблюдаться интеллектуальная недостаточность, развивается невротические черты характера.
Расстройство рецептивной речи - менее изученное патологическое состояние, проявляющееся нарушением понимания обращенной речи при сохранном слухе вследствие нарушения работы речеслухового анализатора, что возникает при преимущественном поражении височной доли доминантного полушария. В результате у ребенка не формируется связь между звуковым образом и обозначаемым им предметом, наблюдается нарушение слуховой дифференцировки в воспринимаемом механизме речи. При этом наблюдаются ошибки в ударениях, звуковые замены, не различение речевых звуков близких по звучанию, искажения, персеверации, может быть логоррея, эхолалии, при этом слова не осмысливаются и не запоминаются, парафазии, пропуски, повторы, контаминации.
Своевременное выявление и правильное патогенетически обоснованное лечение является важным аспектом дальнейшего развития и адаптации ребенка к восприятию школьной программы, овладению трудовыми навыками.
Проводимая терапия должна быть комплексной, так как использование только фармакологических средств не всегда позволяет добиваться быстрого стойкого положительного эффекта, при этом, зачастую, у больных могут наблюдаться нежелательные побочные реакции. С особой осторожностью лекарственная терапия должна назначаться детям из-за незрелости их функциональных систем. В данных случаях высокую эффективность показала БАК-терапия. Чем раньше начинается коррекционная работа, тем более положительный прогноз можно дать в будущем при преодолении алалии. Как правило, назначаются от 10 до 15 сеансов, длительностью 20 минут. Эффект от процедур возникает в зависимости от тяжести имеющихся нарушений и достигается на 3 - 10 процедуре. Максимальные эффекты наблюдаются через 1 месяц после окончания лечения. По нашим наблюдениям, логопедическая работа становится более эффективной при одновременном назначении БАК- терапии, как правило, в ходе лечения наблюдается снижение гиперактивности, повышение активного внимания, постепенно расширяется пассивный словарь, появляются новые звуки, слова и т.д. Важно отметить, что в первую очередь на первом курсе улучшаются параметры рецептивной речи, в дальнейшем происходит усовершенствование и коррекция показателей экспрессивной речи.
Иногда при первом курсе БАК в ходе лечения у ребенка (на 4-5 процедурах) можно наблюдать появление кратковременного энуреза, каломазанье, которые быстро регрессируют после окончания курсового сенсорного воздействия. В некоторых случаях, по нашим наблюдениям, у неговорящих детей к концу курса отмечается нарастание эхолалий, но в дальнейшем на этом фоне происходит формирование новых звуков и слов. Эти явления, по-видимому, возникают в результате перестройки функциональных систем головного мозга. Также у детей с явлениями церебральной венозной дисциркуляции в середине курса может возникать возбуждение, которое самостоятельно купируется, как правило, к 10-12 сеансу. Также при изменении параметров проводимых сеансов, подключении остеопатической коррекции возможно снижение наблюдаемых побочных эффектов. Возможно назначение медикаментозной терапии, способствующей улучшению обменных процессов в головном мозге. Применяется антиоксидантные, антигипоксантные средства, витаминотерапия (препараты фолиевой кислоты, пиридоксина, цианокобаламина, тиамина), препараты, восполняющие дефицит магния, легкие противоотечные средства, омега-3 полиненасыщенные жирные кислоты и т.д. При наличии венозной дисциркуляции, нестабильности шейного отдела позвоночника целесообразно одновременное лечение у остеопата, дневные горизонтальные разгрузки не менее 30-40 минут в день, при наличии показаний - ношение воротника Шанца по 40 минут в день в вечернее время. В случае если у ребенка имеются эпилептические пароксизмы - БАК терапия обязательно должна проводиться параллельно с противосудорожной терапией. Следует помнить, что в таких случаях длительность сеансов БАК должна увеличиваться постепенно, начиная с 10 минут; при этом интенсивность воздействия устанавливается на уровне 50% и в дальнейшем по мере адаптации ребенка к проводимому лечению уже к 4-5 сеансу возможно включение максимальных параметров проводимых процедур (при хорошей переносимости). Важно отметить, что эффективность БАК-терапии значительно снижается при наличии умственной отсталости у ребенка.
В исключительных случаях возможно проведение терапии одновременно с приемом нейролептиков, противотревожных, антидепрессантов, разрешенных к приему в детском возрасте. Однако, по нашим наблюдениям, эффективность от проводимого лечения в таком случае снижается.
На базе Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова, было выполнено исследование по оптимизации речевых функций у детей с задержкой психического и речевого развития на основе БАК (Шайтор В.М., 2013 г.).
Было обследовано 19 детей, (18 мальчиков и 1 девочка) в возрасте от 4 до 7 лет. Все дети проходили курс процедур БАК, включая медикаментозное лечение и логопедическую коррекцию (основная группа). Контрольную группу составили 20 детей (15 мальчиков и 5 девочек) с тем же диагнозом, получавших такое же лечение за исключением процедур БАК. Все дети основной получали 10-15 сеансов БАК. В результате были сделаны выводы о том, что курс процедур БАК в сочетании с традиционным медикаментозным лечением с логопедией в 3 - 4 раза ускоряет процесс речевого развития у детей с нарушениями речи различной этиологии, ЗРР и ЗПР. Происходило достоверное увеличение активного словаря, появление новых слов, как средство общения, увеличивался словарный запас у таких детей.
Профессор, д.м.н. В.М. Шайтор, логопед в.к. Е.А. Пономарева занимались исследованием влияния БАК в сочетании с коррекционно-развивающими занятиями на эмоциональную сферу детей с задержкой психоречевого развития церебрально-органического генеза. Работа проводилась в ГУЗ ГП №38, в Северо-Западном государственном медицинском университете им. И.И. Мечникова, привлекались специалисты из РГПУ им. Герцена. Под наблюдением находились 12 детей в возрасте от 4 до 7 лет и 20 детей от 4 до 7 лет - контрольная группа, в которой сеансы БАК не проводились. Диагноз - задержка психического и речевого развития на резидуально-органическом фоне, устанавливался на основании критериев МКБ-10. Оценку нарушений эмоционально-волевой сферы производили по методике А.Н. Соколова (максимальные нарушения - 5 баллов).
Были сделаны выводы о том, что у детей с выраженным недоразвитием познавательной деятельности и эмоционально-волевой незрелостью коррекционно-развивающие занятия в сочетании с БАК приводили к улучшению фона настроения, адекватности эмоционального реагирования, уменьшению аффективных проявлений. Однако у таких детей сохранялась психоэмоциональная лабильность. Более высокие результаты были получены у детей с незрелостью познавательной и эмоционально-волевой сфер в сочетании с коммуникативными и социально-поведенческими расстройствами. Эмоциональные реакции стали более адекватные, яркие, живые, уменьшились тревожность и напряжение на фоне дискомфорта и эмоциональных нагрузок. Исчезла агрессивность, однако в ряде случаев сохранялась аутоагрессия, уменьшились стереотипии, появилась покладистость, доброжелательность, появился интерес к окружающим. У детей с ОНР 1 уровня происходило увеличение словарного запаса, появились элементы общеупотребительной речи, наблюдалось стремление к употреблению простых грамматических форм, существительных и глаголов. У детей с ОНР 2 уровня увеличился словарный запас, появилось больше слов для общения. В целом, по методике Н. Соколова в ходе процедур БАК наблюдалось достоверное снижение оценки нарушений эмоционально-волевой сферы с 5 до 4 баллов. В контрольной же группе из 20 детей подобных достоверных изменений за соответствующий промежуток времени (45 дней) не наблюдалось. По методике А.Н. Соколова оценка нарушений эмоционально-волевой сферы сохранялась на уровне 5 баллов. (Мирошников Д.Б., Соколов А.Н., Шайтор М., Пономарева Е.А., Константинов К.В., 2013 г.).
Профессор кафедры коррекционной педагогики и коррекционной психологии Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, д.м.н. Ю.А. Фесенко, врач-педиатр Е.Ю. Фесенко в 2014 году показали высокую эффективность метода БАК в лечении заикания и другой речевой патологии у детей. В частности, были сделаны выводы об уменьшении количества клинических проявлений заболевания на 82 %, улучшение показателей функции внимания - на 85 %, индекс альфа- ритма увеличился на 92 %, индекс невнимательности (соотношение тета- ритма и бета-ритма в лобных отведениях) уменьшился на 87,5 %, показатели межполушарной асимметрии снизились на 85 %, балл субъективной оценки звука увеличился на 84 % (Ю.А. Фесенко, Е.Ю. Фесенко, 2014 г.).
В клинике биоакустической коррекции накоплен большой опыт по лечению детей с задержками речевого развития с помощью БАК-терапии. Нами было обследовано 69 детей (50 мальчиков и 19 девочек) с диагнозом специфическое расстройство развития речи в возрасте от 3 до 6 лет. Диагноз устанавливался по критериям МКБ-10. Основную группу составили дети, получавшие БАК-терапию, 10-15 сеансов, длительностью 20 минут. БАК- терапия не сочеталась с приемом лекарственных препаратов. Все дети проходили нейропсихологическое тестирование до и после проведенного лечения, неврологический осмотр, оценивалась тонкая моторика (количество выполняемых заданий из 20), когнитивные функции (грамматическое построение речи, четкость артикуляции, словарный запас), параметры внимания, импульсивности, гиперактивности. Этиологическим факторами задержки речевого развития в 100% случаев было гипоксически-ишемическое поражение головного мозга перинатального генеза. В группу сравнения входили дети, не получавшие БАК-терапию. Все дети основной и контрольной группы регулярно занимались с логопедом (не менее 3-х раз в неделю).
В основной группе были дети с ОНР 3 уровня. У 30 обследованных пациентов речевые нарушения сочетались с гиперактивностью, у 39 человек отмечались признаки резидуально-органического поражения головного мозга, легкие двигательные нарушения. Группу контроля составили 10 детей с ОНР 3 уровня, из них у 6 отмечались признаки перинатальной энцефалопатии с легкими двигательными нарушениями, у 4 синдром гиперактивности.
В результате БАК-терапии у детей основной группы с явлениями гиперактивности происходило заметное улучшение параметров эмоциональной сферы уже на 3-4 сеансах. Родители детей отмечали улучшение сна, сон становился более продолжительным и глубоким, уменьшение сноговорения, с ребенком стало легче договориться в бытовых ситуациях, сокращение продолжительности и количества эмоциональных всплесков в течение дня, явлений импульсивности и гиперактивности. На данные изменения указывало порядка 80% опрошенных родителей основной группы (дети с ОНР 3 и гиперактивностью). У 5 детей отмечались единичные эпизоды энуреза, регрессировавшие по ходу продолжавшейся терапии. У 6 человек - кратковременное возбуждение, которое достаточно быстро было устранено после внесения изменений в настройки проводимых сеансов.
К концу курса БАК-терапии в результате оценки показателей психоречевого развития у 80% детей основной группы происходило улучшение показателей психоречевого развития. При этом, у детей с гиперактивностью динамика была выше, чем у детей с двигательными расстройствами. По данным нейропсихологического осмотра происходило улучшение четкости речи, расширение пассивного и активного словаря. Улучшение психоречевого развития было зафиксировано логопедом, неврологом, родителями. При этом в группе сравнения положительная динамика наблюдалась только у 40% детей (улучшение четкости произношения). У 80 % детей основной группы стабилизировался эмоциональный фон, уменьшилась тревога, агрессивность, раздражительность, плаксивость. улучшилось активное внимание, его устойчивость, ускорился темп мышления, расширилась игровая деятельность. При оценке состояния тонкой моторики наблюдалась отчетливая положительная динамика у 21 % детей к концу курсового воздействия (в группе сравнения только у 7 % детей).
Авторы:
- Колчевой Юлией Александровной — врач-невролог, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры неврологии, МСЭ и реабилитации Санкт- Петербургского института усовершенствования врачей экспертов, старший научный сотрудник Федерального научного центра реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта
- Константиновым Константином Викторовичем — кандидат биологических наук, нейрофизиолог, ведущий научный сотрудник НИО «Клиника биоакустической коррекции»
- Скоромец Анной Петровной — доктор медицинских наук, профессор кафедры неонатологии Санкт-Петербургского государственного медицинского педиатрического университета, главный внештатный детский невролог Северо-Западного Федерального Округа РФ
- Бениковой Еленой Владиславовной — врач-невролог, главный врач НИО «Клиника биоакустической коррекции»
Источник: Клиника биоакустической коррекции
https://bacclinic.ru