Биологическая обратная связь – метод укрепления здоровья школьников
Биологическая Обратная Связь (БОС) – это новый безлекарственный метод исправления нарушенных функций организма с использованием электронных приборов, регистрирующих и преобразующих информацию о состоянии органов и систем человека в доступные пониманию зрительные и слуховые сигналы. Автором метода является Российский ученый-физиолог, кандидат биологических наук, Президент Ассоциации Биологической Обратной Связи Сметанкин А.А. По мнению Сметанкина А.А., биологическая обратная связь – это технология здоровья XXI века, так как она предполагает активное отношение человека к формированию собственного здоровья, дает возможность научиться управлять своим организмом.
Разработка комплекса мер по снятию перегрузки, сохранению и укреплению здоровья обучающихся в настоящее время является чрезвычайно актуальной задачей. Здоровье детей стало приоритетным направлением образовательной деятельности педагогического коллектива нашей школы. По инициативе администрации МОУ СОШ № 184 «Новая школа» в 2003 году начал работу кабинет БОС – здоровье, оснащенный тренажерами БОС — «Дыхание» и современными компьютерами.
Основная задача метода БОС – обучение саморегуляции, а «обратная связь» облегчает процесс обучения физиологическому контролю. Приборы БОС помогают увидеть и услышать работу внутренних органов и систем организма через датчики, связанные с преобразователем биоэлектрических и биомеханических сигналов. Информация с датчиков передается на экран монитора и одновременно преобразуется в звуковые сигналы. Эти приборы делают доступной зрению и слуху ребенка информацию, в обычных условиях им не воспринимаемую. Освоив метод БОС, каждый может небольшим усилием воли регулировать работу организма так, чтобы улучшать состояние своего здоровья. Навык оздоровления через некоторое время закрепляется и потом уже не требуется помощь компьютера.
Курс оздоровительной дыхательной гимнастики по методу БОС состоит из 3-х теоретических и 12-ти практических занятий. Занятия проводятся два раза в неделю. Формы проведения занятий: групповые и индивидуальные. Перед проведением занятий необходимо получить медицинские разрешения для проведения занятий и согласие родителей.
В нашей школе мы проводим уроки здоровья у адаптационных классов: 1 и 5 классы, индивидуальные занятия у детей по мед.показаниям, выпускные классы перед экзаменами, учащиеся для подготовки к занятиям по БОС-логотерапевтический и БОС- психоэмоциональный, по просьбе педагогов.
Выработка диафрагмально-релаксационного типа дыхания осуществляется в несколько этапов:
- Подготовительный этап включает три теоретических занятия. Учащиеся получают в доступной форме знания о дыхательной системе человека, газообмене, правильном дыхании, методе БОС, знакомятся с приборами, учатся прикреплять датчики, обучаются этапам работы с программой, учатся приемам расслабления, осваивают технику навыка диафрагмально-релаксационного дыхания без приборов БОС. На этом этапе целесообразно проводить уроки с интерактивной доской. Учителем здоровья, Кипрушкиной О.А. разработаны уроки, где дети с большим интересом работают с интерактивной доской: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу», «Дыхание. Что? Зачем? и Как?», «Страна Здоровейка». Очень нравятся ребятам различные конкурсы и соревнования, что формирует устойчивый познавательный интерес к урокам здоровья и понятие о здоровом образе жизни. Конкурс рисунков: «Мы уникальные и неповторимые», «Настроение и мое здоровье», «Спорт и мое здоровье», «Природа – источник здоровья», «Полезные продукты – овощи и фрукты», «Правильное дыхание — путь к долголетию» и др. Соревнования: «У кого дольше звучит дудочка?», «Кто дальше сдует ватный шарик?», «Кто быстрее надует шарик?» и др.
- Основной этап включает12 практических занятий: освоение, постановка, формирование и закрепление навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем тренажера БОС.
1. Подготовка к освоению диафрагмально-релаксационного типа дыхания во время сеанса БОС, включает два практических занятия.
Задачи:
— освоить процесс диафрагмально-релаксационного типа дыхания под контролем тренажера БОС «Дыхание»;
— научиться делать выдох так, чтобы пульс снижался на выдохе.
2. Постановка диафрагмально-релаксационного типа дыхания. Включает четыре практических занятия. Задачи:
— освоить и закрепить навык дыхания диафрагмой (животом);
— научиться уверенно снижать пульс на выдохе.
3. Формирование навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания. Включает четыре практических занятия.
Задачи:
— достичь гармонии работы сердца и дыхания;
— увеличить ДАС (показатель паспорта здоровья) до возрастной нормы или превысить ее;
— снизить частоту дыхания;
— научиться использовать приобретенный навык дыхания без сигналов обратной связи;
4. Закрепление навыка диафрагмально-релаксационного дыхания. Включает два практических занятия.
Задачи:
— закрепление полученного навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания;
— воспроизведение полученного навыка без приборов БОС.
Каждое практическое занятие имеет два периода: период работы (тренировки) и период отдыха. В периоды работы предъявляются звуковые и зрительные сигналы обратной связи, с помощью которых можно научиться правильно управлять своим дыханием и величиной ДАС. Зрительные сигналы обратной связи представлены в игровых сюжетах («столбик», «закрась забор», «раскрась картинку», «окно», «пчела»). Успешность результата зависит от правильности вдоха и выдоха.
В периоды отдыха сигналы обратной связи не предъявляются, то есть представляется возможность отдохнуть, расслабиться, переключить свое внимание. Для этого показываются тематические слайды («города мира», «животные», «рыбы», «природные явления», «пригороды Петербурга»), сопровождаемые приятной, спокойной музыкой.
Время периода работы постепенно увеличивается от 2-х до 4-х минут. Период отдыха от 1-ой до 2-х минут. Общее время сеанса также увеличивается постепенно от 10-ти до 24-х минут.
Техника освоения навыка диафрагмально-релаксационного дыхания следующая:
— необходимо занять удобное комфортное положение, сидя;
— плечи расслаблены и опущены, руки лежат на коленях;
— сделайте не глубокий медленный вдох через нос и постарайтесь при этом надуть живот;
— сделайте плавный, медленный выдох через рот, губы при этом должны быть полусомкнуты в виде «трубочки», живот нужно втянуть;
— следите за тем, чтобы мышцы груди и плечевого пояса не участвовали в дыхании. Для контроля одну руку положите на грудь, другую на живот. Двигаться должна только рука, находящаяся на животе;
— необходимо, чтобы выдох был в два раза длиннее вдоха (вдох на 1-2, выдох на 1-2-3-4). За выдохом без задержки и паузы должна наступить фаза вдоха;
— применять какие-либо усилия во время выдоха не надо, воздух свободно покидает легкие; — при правильном выполнении частота дыхания составляет 6-12 дыхательных движений в одну минуту.
Во время занятия необходимо проследить :
- Показания и противопоказания к применению метода БОС;
- ТБ при работе с компьютером;
- Обработка и подключение датчиков;
- Коррекция дыхания у учащихся во время занятия;
- Заполнение паспортов ЗДОРОВЬЯ.
Для оценки промежуточных результатов используются паспорта здоровья, где отслеживается величина ДАС (она должна увеличиваться), ЧД (должна быть 6-8 раз). Учителя здоровья, нашей школы, разработали паспорта здоровья таким образом, что можно отслеживать не только результаты обучаемого, но и также его психо-эмоциональное состояние. Дети после сеанса клеят наклейки, показывающие настроение. По окончании курса оздоровительной дыхательной гимнастики, каждый ученик получает индивидуальный отчет (анализ результатов оздоровительного курса для каждого учащегося с рекомендациями), а также памятку для самостоятельных занятий дома. Так же всем учащимся прошедшим курс занятий БОС-дыхание выдаётся удостоверение, которое разработано нашими педагогами.
Вся информация по сеансам «БОС» проходит компьютерную обработку. Данные учеников фиксируются в индивидуальных файлах, где отражаются результаты уроков. Далее результаты всех учащихся обрабатываются в программе «Журнал здоровья 2.0», позволяющей получить исчерпывающую информацию об изменении состояния здоровья ученика или группы учеников, в ходе курса оздоровительных уроков.
Программа «Журнал здоровья 2.0» позволяет сформировать несколько видов отчетов по проведенным урокам «БОС-Здоровье».
- Индивидуальный отчет (анализ результатов оздоровительного курса для каждого учащегося).
- Индивидуальный отчет – «Паспорт Здоровья» (диагностика уровня здоровья учащегося/педагога).
- Групповой отчет (отчет по группе/классу).
- Отчет по школе – расширенный вариант группового отчета (отчет по нескольким классам или группам/образовательным учреждениям).
- Большинство учащихся отмечают, что освоили навыки диафрагмального дыхания, научились расслабляться, стали хорошо разбираться в компьютерной программе и могут научить других детей и своих родителей. Все учащиеся с большим желанием занимаются повторными сеансами «БОС», быстро вспоминают навык диафрагмального дыхания и показывают высокие результаты.
По окончании учебного года проанализирована эффективность проведения занятий БОС. Практика использования метода показала, что после 10-12 сеансов у детей повышается показатель ДАС, что говорит об улучшении функционального состояния сердечнососудистой, дыхательной систем и самочувствия детей.
Практическое применение «БОС» позволяет сделать следующие выводы об оздоровительной направленности программы:
1.Программа «БОС» формирует навыки диафрагмального дыхания и оказывает общеукрепляющее воздействие на организм человека
2.Правильное дыхание улучшает кровообращение, что приводит к улучшению внимания, памяти, повышению работоспособности.
3. Правильное дыхание улучшает «жизнь бронхов», укрепляет здоровье, что является профилактикой ОРЗ.
4.С помощью прибора «БОС» можно управлять ДАС (изменяем дыхание -изменяем пульс). Увеличивая ДАС, мы укрепляем свое здоровье.
5.Программа БОС позволяет обучить произвольной регуляции функциями организма с целью профилактики неблагоприятных последствий стресса и гиподинамии.
Технология БОС органично вписывается в образовательный процесс, сочетается и дополняет все уже применяемые в течение многих лет методы оздоровительной работы, способствуя массовому оздоровлению школьников и учителей.
В 2007 году МОУ-СОШ № 184 «Новая школа» стала победителем Приоритетного национального проекта «Образование» среди школ России, внедряющих инновационные образовательные программы с проектом «Создание школьного информационного пространства». В проекте представлена инновационная технология «БОС».
В 2007 году МОУ-СОШ № 184 «Новая школа» стала победителем городского конкурса «Инновации в образовании» с проектом «Школа здоровья» на основе использования новых оздоровительных технологий «БОС» (биологической обратной связи) – «БОС-дыхание», «БОС-логотерапевтический» и «БОС- психоэмоциональный»
В 2008 году материалы по использованию «БОС» были представлены на городской выставке «Образование от А до Я».
Авторы: Цыняева М.А., Кипрушкина О.А., МОУ СОШ № 184 «НОВАЯ ШКОЛА»
- Комментарии