Биологическая обратная связь для логопедов
Биологическая обратная связь получила широкое признание в России, как отличный способ коррекции речи и исправления речевых нарушений. Биоуправление позволяет лечить такие дефекты, как заикание, логоневрозы, дисграфию и дислексию, ринолалию, рифонию, расстройства фонации, нарушение темпа речи, функциональные нарушения дисфонии и многими другими. Применение современных методик биоуправления и оборудования биологической обратной связи в коррекционном процессе способствует формированию функционального состояния, совершенствованию и коррекции речи обучающихся.
Использование данных методик в коррекционно-развивающей работе позволяет:
- Улучшить общее звучание речи у детей-логопатов;
- Значительно устранить тревожные и невротические состояния;
- Устранить речевую неуверенность;
- Улучшить показатели нарушенных речевых функций;
- Сократить частоту нарушений темпоритмической организации речи, обусловленной судорожным состоянием мышц речевого аппарата;
- Расширить активный и пассивный словарь.
Таким образом, положительные результаты коррекционной работы практически подтверждают продуктивность применения метода биологической обратной связи в коррекционно-логопедической работе с людьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
В случаях нарушения речи, связанных с органическим поражением коры головного мозга, когда у детей нарушены восприятие, внимание, память и затруднена способность устанавливать причинно-следственные связи методики биоуправления незаменимы. У современных детей достаточно часто проявляются нарушения эмоционально-волевой сферы (психопатии), волевой контроль у таких детей неустойчив, мотивация к учебной деятельности отсутствует и наблюдается повышенная утомляемость, сопровождаемая низкой работоспособностью, классические логопедические методы и приемы зачастую не срабатывают, а значит, в арсенале современного логопеда должны быть методики и оборудование позволяющие заинтересовать ребенка, раскрыть его потенциал и добиться положительных результатов в коррекционной работе.
Обучение навыкам слитной плавной речи производится в процессе чтения и произнесения звуков, слогов, слов, словосочетаний, фраз и текстов, появляющихся на экране монитора. Соблюдение поэтапного процесса формирования речевого дыхания у детей с патологией речи, обеспечивает стабильность получаемых результатов.
Занятия с детьми проводятся по индивидуальному плану. Каждый сеанс биоуправления продолжается (от 5 мин. в начале курса – до 20 мин). Продолжительность цикла составляет 30-32 занятия в зависимости от серьезности нарушения. По завершении цикла, через 1-2 недели ребенок может быть приглашен на дополнительные занятия, для закрепления навыка.
Формирование речевого дыхания не является самоцелью работы логопеда, а обеспечивает – ритм, темп, дикцию, голосообразование, выразительность, правильность речи и звукопроизношения. Что в конечном итоге является показателем совершенной речи. Достижение совершенной детской речи в работе учителя-логопеда, обеспечивается применением нетрадиционного подхода, заключающегося в разумном сочетании метода биоуправления, традиционных и здоровьесберегающих технологий. Включив логотерапевтический метод биологической обратной связи в работу, как часть логопедического занятия, специалисты на собственной практике убедились , что биологическая обратная связь дает возможность сократить сроки в формировании правильного речевого дыхания, которое помогает в постановке и автоматизации звуков, а также достигнуть успехов на пути формирования нового, устойчивого стереотипа речи.
Оборудование и программы для коррекции речи представленные на нашем сайте включены в стандарт оснащения оториноларингологического кабинета, оказывающего фониатрическую помощь и утверждены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации в 2012 году.
- Комментарии