image/svg+xml
Оборудование для коррекции, реабилитации и развития
Каталог
Комплекс БАК
Комплексы БОС
Многофункциональные
Психоэмоциональная коррекция
Опорно-двигательные
Логопедические
Стабилоплатформы
Кардиоинтервалографы
Эхоэнцефалографы
Электромиографы
Электроэнцефалографы
Электроды и шлемы ЭЭГ
Комплекты ЭЭГ
Шлемы с общим разъемом
Шлемы ЭЭГ
Электроды ЭЭГ
Аксессуары ЭЭГ
Физиотерапия
Микрополяризация
Электростимуляция
Электросон
Магнитотерапия
Комплектующие
Кабинет психолога
Для детей дошкольного возраста
Для детей начальной школы
Для подростков
Для взрослых
Интеллектуальные способности
Особенности личности
Творческие способности
Эмоциональный интеллект
Межличностные отношения
Сопровождение образовательного процесса
Работоспособность
Мотивация
Профориентация
Профилактика зависимости
Аудиальные психокоррекционные программы
Дополнительные материалы
Кабинет логопеда
Логопедические программы
Логопедическое оборудование
Развитие и коррекция
Координация движений
Баланс и равновесие
Развивающие компьютерные игры
Песочная терапия
Мозжечковая стимуляция
Сенсорная интеграция
Утяжеленная продукция
Сенсорные наборы
Доставка
Оплата
Гарантия
Покупателям
Гос заказчикам
Обучение
Вопросы
Блог
Компания
О компании
Отзывы
Сертификаты
Партнеры
Реквизиты
Контакты
+7 (812) 385-58-02
Заказать звонок
Задать вопрос
Войти
  • Корзина0
  • Отложенные0
info@mederia.ru
г. Санкт-Петербург, Левашовский пр, д. 15, оф. 209
  • Telegram
image/svg+xml
info@mederia.ru
8 (812) 385-58-02
Задать вопрос
Каталог
  • Комплекс БАК
    Комплекс БАК
  • Комплексы БОС
    Комплексы БОС
  • Стабилоплатформы
    Стабилоплатформы
  • Кардиоинтервалографы
    Кардиоинтервалографы
  • Эхоэнцефалографы
    Эхоэнцефалографы
  • Электромиографы
    Электромиографы
  • Электроэнцефалографы
    Электроэнцефалографы
  • Электроды и шлемы ЭЭГ
    Электроды и шлемы ЭЭГ
  • Физиотерапия
    Физиотерапия
  • Кабинет психолога
    Кабинет психолога
  • Кабинет логопеда
    Кабинет логопеда
  • Развитие и коррекция
    Развитие и коррекция
Доставка
Оплата
Гарантия
Покупателям
  • Гос заказчикам
  • Обучение
  • Вопросы
Блог
Компания
  • О компании
  • Отзывы
  • Сертификаты
  • Партнеры
  • Реквизиты
Контакты
+  ЕЩЕ
    Войти
    Отложенные 0
    Корзина 0
    Каталог
    • Комплекс БАК
      Комплекс БАК
    • Комплексы БОС
      Комплексы БОС
    • Стабилоплатформы
      Стабилоплатформы
    • Кардиоинтервалографы
      Кардиоинтервалографы
    • Эхоэнцефалографы
      Эхоэнцефалографы
    • Электромиографы
      Электромиографы
    • Электроэнцефалографы
      Электроэнцефалографы
    • Электроды и шлемы ЭЭГ
      Электроды и шлемы ЭЭГ
    • Физиотерапия
      Физиотерапия
    • Кабинет психолога
      Кабинет психолога
    • Кабинет логопеда
      Кабинет логопеда
    • Развитие и коррекция
      Развитие и коррекция
    Доставка
    Оплата
    Гарантия
    Покупателям
    • Гос заказчикам
    • Обучение
    • Вопросы
    Блог
    Компания
    • О компании
    • Отзывы
    • Сертификаты
    • Партнеры
    • Реквизиты
    Контакты
    +  ЕЩЕ
      Отложенные 0
      Корзина 0
      image/svg+xml
      Отложенные 0 Корзина 0
      Телефоны
      +7 (812) 385-58-02
      • Каталог
        • Назад
        • Каталог
        • Комплекс БАК
        • Комплексы БОС
          • Назад
          • Комплексы БОС
          • Многофункциональные
          • Психоэмоциональная коррекция
          • Опорно-двигательные
          • Логопедические
        • Стабилоплатформы
        • Кардиоинтервалографы
        • Эхоэнцефалографы
        • Электромиографы
        • Электроэнцефалографы
        • Электроды и шлемы ЭЭГ
          • Назад
          • Электроды и шлемы ЭЭГ
          • Комплекты ЭЭГ
          • Шлемы с общим разъемом
          • Шлемы ЭЭГ
          • Электроды ЭЭГ
          • Аксессуары ЭЭГ
        • Физиотерапия
          • Назад
          • Физиотерапия
          • Микрополяризация
          • Электростимуляция
          • Электросон
          • Магнитотерапия
          • Комплектующие
        • Кабинет психолога
          • Назад
          • Кабинет психолога
          • Для детей дошкольного возраста
          • Для детей начальной школы
          • Для подростков
          • Для взрослых
          • Интеллектуальные способности
          • Особенности личности
          • Творческие способности
          • Эмоциональный интеллект
          • Межличностные отношения
          • Сопровождение образовательного процесса
          • Работоспособность
          • Мотивация
          • Профориентация
          • Профилактика зависимости
          • Аудиальные психокоррекционные программы
          • Дополнительные материалы
        • Кабинет логопеда
          • Назад
          • Кабинет логопеда
          • Логопедические программы
          • Логопедическое оборудование
        • Развитие и коррекция
          • Назад
          • Развитие и коррекция
          • Координация движений
          • Баланс и равновесие
          • Развивающие компьютерные игры
          • Песочная терапия
          • Мозжечковая стимуляция
          • Сенсорная интеграция
          • Утяжеленная продукция
          • Сенсорные наборы
      • Доставка
      • Оплата
      • Гарантия
      • Покупателям
        • Назад
        • Покупателям
        • Гос заказчикам
        • Обучение
        • Вопросы
      • Блог
      • Компания
        • Назад
        • Компания
        • О компании
        • Отзывы
        • Сертификаты
        • Партнеры
        • Реквизиты
      • Контакты
      • Личный кабинет
      • Корзина0
      • Отложенные0
      • +7 (812) 385-58-02
      Контактная информация
      г. Санкт-Петербург, Левашовский пр, д. 15, оф. 209
      info@mederia.ru
      • Telegram
      Главная
      —
      Блог
      —
      Биологическая обратная связь

      Биоуправление в коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности школьников

      24 октября 2016

      В последние десятилетия учителя и родители вынуждены уделять особое внимание детям с избыточной активностью, часто сочетающейся с разнообразными нарушениями внимания, поведения, проблемами во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Часть таких детей нуждается в специальном, возможно медикаментозном, лечении и наблюдении – это дети, страдающие СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью), но большинство из них относится к группе риска СДВГ.

      По различным данным, в России от 4 до 34 % детей имеют специфические расстройства поведения и внимания, но информированность специалистов системы образования и родителей о мерах эффективной помощи детям явно недостаточна. После поступления в школу проблемы значительно усиливаются. Требования к обучению в школе таковы, что ребенок не в состоянии их выполнить.

      Его поведение не соответствует возрастной норме и очень часто ему не удается достичь результатов, соответствующих его способностям. При этом большинство детей с риском СДВГ имеют хороший интеллектуальный потенциал, о чем свидетельствуют результаты специальных исследований.

      Многолетний опыт коллектива Института в разработке превентивных и коррекционных программ, помноженный на содружество с образовательным миром, позволяет нам рассматривать школу как место проведения оптимальной коррекции нарушений внимания и поведения у детей группы риска СДВГ с использованием технологии нейробиоуправления в виде индивидуальных занятий – электроэнцефалографического (ЭЭГ) тренинга биоуправления с целью коррекции нарушений внимания и поведения у детей группы риска СДВГ и при наличии синдрома.

      Цель исследования – изучить влияние коррекционных процедур нейробиоуправления на эффективность учебного процесса.

      Материалы и методы

      В муниципальной школе в 2003 г. был организован класс для детей (15 человек) с нарушением внимания и гиперактивности (группа риска СДВГ). СДВГ диагностировали на основании заключения психоневролога, психологического тестирования (в том числе таблицы Шульте) и нейрофизиологического исследования ЭЭГ (мониторинг ЭЭГ при выполнении когнитивных проб).

      Основной коррекционный курс был представлен индивидуальными занятиями — ЭЭГ тренингом биоуправления (бета- стимулирующим БОС-тренингом или тренингом по отношению тета/бета ритмов ЭЭГ) — и проводился в первом классе, минимальное количество сеансов – 30.

      Со 2-ого по 4-й класс дети получали поддерживающие сеансы бета- стимулирующего тренинга не чаще 1 раза в неделю.

      Для проведения занятий нейробиоуправления был использован программно-аппаратный комплекс БОС- ЛАБ с модулем БИ-012 (пр-во ООО «Комсиб», Новосибирск, Россия), с помощью которого проводилась регистрация ЭЭГ в точках Сz, F3 и F4, а также электромиограммы с фронтальных мышц. Во время сеансов БОС-тренинга ребенок наблюдал на мониторе динамику управляемых сигналов (мощности тета- и бета–ритмов) в спокойном состоянии и при выполнении когнитивной нагрузки (устный счет, прослушивание текстов) в игровой или мультимедийной форме.

      Перед школьниками была поставлена задача: повышать мощность бета- ритма или снижать отношение мощностей тета/бета-ритмов, а также не повышать уровень напряжения мышц лба. Поскольку частотные диапазоны ЭЭГ и ЭМГ-сигналов пересекаются в области регистрации бета-ритма, то контроль их одновременной записи позволял исключить влияние двигательных артефактов (напряжение мышц лица) на управляемый показатель.

      Обследование, включающее в себя психологическое тестирование свойств внимания и анализ динамики ЭЭГ, выполнялось в начале и конце каждого учебного года. Во время психологической диагностики оценивалась продуктивность внимания, как среднее время выполнения теста Шульте.

      Во время всего периода обучения в средней школе (2003-2013гг) в течение каждого учебного года проводился мониторинг академической успеваемости всех детей, участвующих в исследовании. В качестве количественного показателя использовался средний балл по всем предметам за каждый год обучения. Контрольные группы составили дети из параллельных классов или соседних параллелей.

      В статистическом анализе использовались данные детей, перешедших в другие школы (по причине смены местожительства) и продолживших там обучение в старших классах. Результаты Все параметры внимания у детей экспериментального класса, наблюдаемых в течение четырех лет, достоверно изменились в сторону улучшения и к началу 4 класса сравнялись с показателями учащихся из параллельного класса, которые являлись группой контроля. ЭЭГ индекс внимания достоверно снизился и приблизился к возрастной норме.

      Наиболее Ноосферное образование – парадигма качества I Всероссийская школа-конференция журнал «Стандарты Образования», 2016 3 значимые результаты были получены в течение курса коррекции, проведенного в первом классе.

      Дополнительные сеансы бета-стимулирующего биоуправления назначались по показаниям, не более 10 сеансов. Эффективность коррекционного курса в целом в группе составила 94 %. В частности, было проведено сравнение динамики продуктивности внимания у детей группы риска СДВГ (рис.1). Динамика временного фактора (фактор Класс) и межгрупповые различия по фактору коррекции СДВГ (фактор Группа) были высоко достоверны.

      Отметим, что если в начале 2-го класса по продуктивности внимания дети, получавшие коррекционные процедуры в 1-м классе, не отличались от не получавших коррекции, то с конца 2-го класса значения этого показателя в группах с коррекцией и без нее отличались достоверно. Отличия продуктивности внимания в группе коррекции от контрольной сохранялись до осени 3 класса, после чего сравнялись с показателями контрольной группы (учащихся из параллельного класса без признаков нарушения внимания и гиперактивности).

      Динамика академической успеваемости представлена на рис.2. Она оказалась достоверно выше на всех этапах обучения у детей, прошедших курс нейробиоуправления, по сравнению с детьми, не проходившими его. Дети группы риска СДВГ, не проходившие коррекцию, в начальных классах показали достаточно высокую академическую успеваемость (средний балл равен 4), но начиная с 5-го года обучения наблюдается последовательное снижение успеваемости до 3,38 балла к 9-ому классу.

      Следует обратить внимание на важный фактор нашего исследования — присутствие позитивного социально-психологического аспекта во время прохождения курса биоуправления. Детям оказывалась поддержка со стороны семьи и педагогов. Необходимо иметь в виду, что особенности поведения, в том числе нарушение внимания и гиперактивность, могут оказаться реакцией ребенка на психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему, определение его в несоответствующий класс школы, конфликт с учителем или родителями. И в этих случаях требовалась коррекционная (психотерапевтическая) работа не с ребенком, а с его окружением.

      Выводы

      Таким образом, главным следствием всего комплекса педагогических, психологических и психофизиологических методов явилась высокая академическая успеваемость учащихся, прошедших курс тренинга на основе биологической обратной связи. Все дети с из группы риска СДВГ и с наличием синдрома, получавшие в младших классах коррекционные процедуры нейробиоуправления, успешно закончили как начальную, так и среднюю школу т.е. полностью соответствовали академическим требованиям успеваемости.

      Наше исследование показало большую эффективность организации кабинетов биоуправления в школе для оказания помощи детям группы риска СДВГ, высокую социально-психологическую адаптацию детей из экспериментального класса к условиям обучения в обычных условиях. Следует особо подчеркнуть, что только в условиях школы возможно оказание помощи детям из группы риска возникновения СДВГ, т.к. обычно они выпадают из поля зрения традиционной социально-медицинских структур.

      Авторы: Елена Николаевна Даниленко научный сотрудник лаборатории компьютерных систем биоуправления ФГБНУ «Научно- исследовательский институт молекулярной биологии и биофизики», г. Новосибирск, Ольга Андреевна Джафарова кандидат физико-математических наук, доцент, руководитель лаборатории компьютерных систем биоуправления ФГБНУ «Научно-исследовательский институт молекулярной биологии и биофизики», г. Новосибирск

      • Комментарии
      Загрузка комментариев...
      Назад к списку
      Каталог
      Блог
      Покупателям
      Доставка
      Оплата
      Гос заказчикам
      Обучение
      Гарантия
      Информация
      Вопросы и ответы
      Партнеры
      Сотрудничество
      Конфиденциальность
      Использование cookie
      Компания
      О компании
      Отзывы
      Сертификаты
      Реквизиты
      Контакты
      Телефон
      8 (812) 385-58-02
      E-mail
      info@mederia.ru
      Telegram
      @mederia_dm
      © 2015 – 2023 ООО «МЕДЕРИЯ», ИНН 7811224928
      Любая информация, содержащаяся на настоящем сайте, носит исключительно справочный характер и ни при каких обстоятельствах не может быть расценена как предложение заключить договор (публичная оферта). Медерия не дает гарантий по поводу своевременности, точности и полноты информации на веб-сайте, а также по поводу беспрепятственного доступа к нему в любое время. Изображения товаров, представленные на сайте, могут отличаться от фактического вида товаров. ООО «Медерия» использует файлы cookie, с целью персонализации сервиса и повышения удобства пользования веб-сайтом. Если вы не хотите использовать файлы cookie, измените настройки браузера.