Эмоциональные расстройства у дошкольников
Эмоциональные расстройства мешают нормальному функционированию и усложняют жизнь не только родителей, но и, прежде всего, ребенка, настигнутого проблемами. Что такое эмоциональные расстройства у дошкольников?
Когда эмоции детей становятся проблемой
Расстройство - еще не болезнь, но уже проблема. В случае эмоциональных расстройств речь идет об изменении отдельных показателей, которые находятся в списке расстройств, МКБ или ДСМ. Расстройствами занимаются клинические психологи, часто в психиатрических центрах.
О проблеме стоит говорить, когда эмоции ребенка не позволяют ему нормально функционировать в мире. Это относится не только к детям, но и к людям всех возрастов. Если человек не в состоянии спокойно исследовать мир, действовать в нем, то речь идет о проблемах или расстройствах.
Когда, например, ребенок настолько зол, что не может разговаривать с родителями, налаживать отношения со сверстниками, принимать участие в занятиях, которые ему нравятся. Когда он не показывает основные эмоции, например, печаль, страх или гнев. Он заблокировал эмоции, которые застряли где-то посередине. Переживание этих эмоций может заставить ребенка реагировать неправильно на определенные ситуации, например, ребенок блокирует грусть так часто, что он начинает реагировать с гневом: он сердится, начинает бить, ногами и кричать, или наоборот, в то время, когда он может сердиться, реагирует с плачем и грустью. Таким образом, есть две основные ситуации:
- сильные эмоции, которые препятствуют нормальному функционированию;
- смешанные эмоции, которые вызывают неадекватную реакцию на данные ситуации.
Причины эмоциональных расстройств
Это чрезвычайно обширный и индивидуальный вопрос одновременно. С одной стороны, есть эмоциональная чувствительность, которая обусловлена темпераментом и врожденным характером, с другой стороны, история жизни ребенка. В истории жизни есть целый ряд ситуаций, например, дети, которые испытывают болезнь, связанную с болью или сильным дискомфортом в первый год жизни, как правило, более чувствительны к вреду, с которым они сталкиваются.
Это также может быть результатом конкретных (так называемых травматических) событий, которые настолько сильны, что мозг ребенка не в состоянии усвоить их, и организовать их таким образом, чтобы они не вызывали сильных эмоций. Тогда они могут быть подавлены или перемещены, но впоследствии может случиться так, что подобные ситуации вызывают сильные эмоции у ребенка. Это создает механизм реагирования. Причины эмоциональных расстройств варьируются от травматических ситуаций, отдельных событий, реляционных ситуаций, то есть расстройств отношений до довольно распространенных проблем с сенсорной интеграцией.
Фото: olia danilevich
Проблемы сенсорной интеграции
Организм ребенка, который имеет проблемы с сенсорной интеграцией ощущает определенные события гораздо слабее или слишком сильно. Иногда дети очень напряжены или устали. Перегруженная таким образом нервная система затрудняет контроль реакции на эмоции, и эти реакции иногда очень сильны – неадекватны ситуации.
Например, на приеме у терапевта по сенсорной интеграции родители говорят, что их ребенок бьет всех. С другой стороны, при наблюдении, видно, что ребенок не сердится и не грустит. Значит, тут что-то другое. Он приближается к другим детям и обнимает их очень сильно. Затем в беговой игре натыкается на детей и заваливается на них.
Но это весело, нет ни гнева, ни печали. Этот случай показывает, что ребенок нуждается в сильном контакте и имеет проблемы с глубокими чувствами. Ребенок сжимает всех так сильно, потому что он хочет, чтобы его также сильно обнимали. Он просто делает то, что ему нравится. Это акт дружбы. Между тем, воспитатели в детском саду говорят, что ребенок душит всех и направляют его родителей к терапевту сенсорной интеграции.
Перегрузка нервной системы ребенка
Довольно часто за этим стоят разные экраны, от смартфона до телевизора. Это общая проблема. Иногда получается, "вылечить" эмоции детей, выключив эти экраны. Нервная система детей еще слабая и поэтому очень восприимчива к раздражителям. Оставляйте детей дошкольного возраста не более чем на час в день перед любым экраном, чтобы избежать перегрузки нервной системы и потери контроля над эмоциями и реакциями у ребенка.
Таким образом, есть три общие причины эмоциональных проблем:
- расстройства отношений;
- проблемы сенсорной интеграции;
- слишком частое использование "дисплеев".
Эмоциональная перегрузка родителей и поведение детей
Когда родители устали, грустят или злятся, они не понимают поведение маленьких детей в возрасте около 2-3 лет. Ребенок начинает веселиться, прыгать и кружиться. В такой ситуации родитель может подумать: «Ребенок меня злит. Он видит, что взрослый чувствует себя плохо и наслаждается этим».
Однако с точки зрения ребенка ситуация совершенно иная. Ребенок, видя родителя и его эмоции, хочет довести их до тех эмоций, которые он показывает своим поведением, говоря: "Слушай, не сердись сейчас, просто радуйся со мной". Ребенок в этот момент чувствует, что поддерживает родителя. Он не понимает, почему родитель грустит, поэтому он пытается втянуть его в мир положительных эмоций.
Когда стоит позаботиться об эмоциональных расстройствах
Стоит позаботиться об эмоциях, когда ребенок исключительно часто теряет контроль над своим поведением. Исключительно часто – это не значит раз в два дня, когда ребенок изредка боится или грустит. Дети часто реагируют эмоционально в сложной ситуации, особенно если это дошкольники или малыши, но если эти ситуации настолько часты, что больше нет места для нормального функционирования, то обратить внимание на эту тему необходимо.
Ситуация может стать тревожной, когда ребенок бьет кого-то десять раз в день. Либо, когда он перестает входить в какую-либо деятельность, потому что он боится, но вы не знаете, чего, или, когда он испытывает горе, и все время, что бы не произошло, ему грустно. Чрезвычайно сильные эмоции беспокоят, особенно когда они длятся долго.
С чего начать? Сделайте карту эмоций вашего ребенка и посмотрите, что происходит на самом деле с ними. Почему он реагирует на ситуации таким образом, а не другим? Вы можете сделать такую эмоциональную карту самостоятельно или сделать ее с помощью психолога.
Детская терапия часто начинается с эмоциональной карты. К психологу приходят родители и рассказывают о том, что произошло в семье в последнее время, что произошло в прошлом. Это позволяет понять, почему ребенок может быть более восприимчивым и поможет найти ответы на вопросы, почему он зол, очень грустит или боится.
На какие ситуации чаще всего обращают внимание родители
Обычно родителей больше заботит гнев, потому что он деструктивен. Также они беспокоятся о тревоге, потому что тревога не позволяет детям делать различные интересные вещи. К сожалению, в школьной системе очень часто за помощью обращаются родители детей в возрасте 6-7 лет, которые борются с учителями, стремящимися к авторитету в классе агрессивным образом. Они блокируют возможности детей, а потом дети реагируют на все очень эмоционально. К сожалению, это большая группа первоклассников, которые приходят с такой проблемой. Но проблема не в первоклассниках, а в том, как учителя понимают их и в какой степени подход педагога не соответствует эмоциональному фону первоклассников.
Эмоциональная карта
Примером для взрослых является использование шкалы Холмса, которая определяет стрессовые ситуации на основе исследований для взрослых. Эта шкала позволяет наблюдать, как стрессовые ситуации влияют на человека, их количество и интенсивность. Ссылаясь на шкалу Холмса, взрослый видит, много ли у него стрессовых ситуаций и таким образом получает информацию о том, насколько его нервная система обременена в данный момент.
Такая же шкала может быть использована у детей? Возможно, но масштаб тогда имеет другие значения. Благодаря ей можно увидеть, что происходит в жизни ребенка, что ему тяжело.
Обращайте внимание на большие изменения, например, когда ребенок активен в одно и то же время, на дне рождения брата или при походе в детский сад. В такие моменты ребенок будет перегружен эмоционально и будет реагировать на ситуации по-разному.
Также естественно, что трехлетние дети, у которых рождаются братья и сестры, не хотят ходить в детский сад. То же самое происходит с отцом этой семьи, когда его жена рожает. Отец сам не на работе. Он не хочет там находиться, он просто хочет быть рядом с ней. Ребенок устроен так же, только в несколько раз жестче, потому что он чувствует, что его безопасность поставлена на карту - родители уделяют время "сопернику" больше, чем он.
Создавая эмоциональную карту ребенка, лучше всего подумать о том, что изменилось, и уловить, сколько таких точек изменения произошло в последнее время в жизни ребенка: изменения в воспитателях, изменения в деятельности, например, новый детский сад, изменения в доме, эмоции родителя (дети – удивительные приемники эмоций). Если родитель перегружен эмоциями, то ребенок тоже это почувствует.
Непредсказуемые и необычные события должны быть добавлены в этот список. К сожалению, так называемые непредсказуемые события – это, например, наличие детей в окружающей среде ребенка, и поэтому важно, чтобы у детей в детском саду не было слишком много людей вокруг. Если в группе дошкольников 25-30 детей и некоторые из них шумят, то точно, что нервная система этих детей перегружена. Такие группы дают слишком много импульсов, и детям трудно ощущать, что это пространство безопасно. Также необходимо помнить об исключительных факторах, таких как встреча с собакой, проблемы со здоровьем, проблемы с пищей, такие обычные вещи, которые также выбивают из равновесия.
Когда можно говорить о психиатрической проблеме
Психиатрическая проблема – это когда уже есть расстройства мозга на биологическом уровне и невозможно помочь ребенку психотерапевтическим образом. Тогда необходимо идти к психиатру, который назначит медикаментозную терапию. Это особая ситуация и для нее реакции с очень высоким уровнем тревоги имеют место быть. Особенно важно заботиться о том, чтобы ситуация не стала настолько неудобной для ребенка, что она не позволяет ему познать мир. Когда вы видите, что индивидуальные ситуации важны для ребенка, но он не может с ними разобраться: теряет вещи, не может играть в настольные игры с братом, не может выйти на прогулку, а только постоянно чего-то боится. Важно не игнорировать эти реакции, так как можно упустить момент, когда из психологических они станут психиатрическими.
Эмоциональные проблемы детей из-за ошибок родителей
Родители совершают ошибки из-за отсутствия образованности в вопросе эмоций. Но без этих ошибок дети не научатся бороться с неудачами. Часто родители, заботясь о нескольких направлениях развития, пренебрегают остальными. Кроме того, существуют ситуации, не связанные с родителями, в которых ребенок имеет некоторый негативный опыт, что приводит к эмоциональным проблемам. Кроме того, ребенок находится в различных социальных группах, детском саду, школе. Несмотря на то, что родители контролируют, в какую школу идет ребенок, предсказать некоторые трудные ситуации они не в силах.
Как быть идеальными родителями
Чтобы стать хорошими родителями, нужно уметь сочетать различные ситуации. Это сочетание ситуаций, когда родитель, во-первых, заботится о собственных потребностях, потому что, если родитель перегружен, ему будет сложно работать с ребенком, поэтому иногда приходится говорить «нет»: «Я не буду играть с тобой сейчас». Во-вторых, родитель принимает во внимание ситуации, в которых важные проблемы (финансовое положение и т.д.) играют определенную роль. В-третьих, если родитель учитывает реальную ситуацию и потребности своих детей, он делает все возможное для удовлетворения потребностей ребенка.
Это сложно сделать на все 100%, но родительская ответственность заключается в сознательном подходе к тому, что происходит с ребенком. К сожалению, все больше и больше, родителей хотят иметь детей, на «бесплатной основе», то есть, они думают, что после рождения ребенка их жизнь не изменится.
Это удивительно, потому что в животном мире человек - единственный вид, который сознательно решает пренебречь своей молодостью. Этого не происходит ни у одного из животных. Человек тоже животное, и нужно помнить: «Если вы примете решение иметь потомство и хотите взять на себя ответственность за это – ваша жизнь изменится. Посвятите часть своей жизни вашему ребенку ".
Поэтому перед рождением ребенка нужно хорошо подумать. Очень важно осознавать родительские обязанности. Это вина родителей, что ребенок ошибается? Да, это действительно так, но эти ошибки могут быть исправлены.
- Комментарии