Как определить синдром гиперактивности ребенка?
В представлении большинства взрослых людей гиперактивный ребенок – это непоседа, который ни одной минуты не может сидеть на месте. Но трудно представить себе малыша, который не любил бы порезвиться и побегать. Пошалить и побаловаться, готовы многие здоровые ребятишки. Поэтому не стоит любого резвого дитя записывать в эту категорию. Как же определить и главное, как поддержать малыша, страдающего данным недугом?
- Главное отличие болезни в том, что это не временная характерная черта ребенка, а постоянное явление.
- Данные дети легко возбудимы, импульсивны, даже если и устают, то продолжают двигаться, абсолютно выбившись из сил, начинают плакать и закатывать истерику.
- Такие дети говорят много, проглатывая слова, перебивают, не дослушав до конца. Задавая много вопросов, очень редко могут выслушать ответы на них.
- Общение со сверстниками дается им с трудом, поскольку они часто сами провоцируют конфликты, и не могут контролировать свою агрессию.
- Из-за неумения себя контролировать, не реагируют на запреты и ограничения. Не умеют сосредотачиваться ни на одном виде деятельности, будь то игра, просмотр мультфильмов, чтение книг. Не умеют задерживать свое внимание ни на чем.
Если внимательно присмотреться к любому детскому коллективу, то обязательно можно увидеть, как спокойных, организованных ребятишек, так и непоседливых, которые не могут играть в игры по определенным правилам и выполнять задания старших. В дальнейшем это приводит к трудностям в школьном обучении.
Данное явление объясняется структурой нервной системы человека. Поведением управляют процессы возбуждения и торможения, находящиеся в головном мозге. При синдроме гиперактивности повреждены структуры мозга, обеспечивающие процесс торможения. Естественно, ребенку трудно сконцентрировать внимание, и удерживать процесс самоконтроля.
Причинами данного эффекта являются стремительные или длительные роды, в период беременности угроза выкидыша, инфекционные заболевания. В группу риска входят детки, родившиеся недоношенными, с малым весом, и при кесаревом сечении.
Но постепенно функции головного мозга восстановятся, заменятся пораженные клетки здоровыми, восстановятся необходимые связи, вследствие чего ребенок придет в норму. Отличия в поведении от своих товарищей исчезнут. При благоприятном развитии процесс полностью восстановится к 14-15 годам. Для достижения положительных результатов необходимо соблюдать определенные правила и создать определенные условия жизни.
- Прежде всего необходимо создать спокойную обстановку в семье. Начинать придется с работы над собой. Старайтесь стать более организованными, поменьше нервничайте, сохраняйте дружескую атмосферу.
- Не забывайте, что такие дети имеют чувствительный порог к отрицанию, поэтому слова запретов ими не воспринимаются. Запреты должны сопровождаться предложениями альтернативы.
- Необходимо придерживаться четкого распорядка, соблюдая режим дня, следовать проявлению гибкости и упорству. Жизнь по режиму создает у ребенка ощущение стабильности, приводит в норму нервную систему.
- Не стоит часто посещать места, где собирается много народа, потому что такой ребенок не может спокойно переносить большое скопление людей. Это возбуждает его слабую нервную систему.
- Следует подольше гулять на свежем воздухе, регулярно выполнять физические упражнения, бег, плавание очень полезны при данном диагнозе. Эти обычные общеукрепляющие меры тренируют и дисциплинируют.
В том случае если вы видите, что ваши усилия не приносят успехов, не стесняйтесь обратиться к психологу. Чем раньше поставлен диагноз и начата соответствующая работа, тем лучше. Нарушение вызванные названным синдромом поддается коррекции и в более позднем возрасте. Главное, не паниковать, набраться терпения и запастись спокойствием, и помнить, что от усилий приложенных вами, будет зависеть будущее вашего ребенка.