Опыт использования мультипараметрического биоуправления в коррекции нарушений речи у детей
В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей. Необходимость ее решения определяется, во-первых, тем, что речевые нарушения часто встречаются в дошкольном возрасте. Во-вторых, своевременное проведение коррекционной работы позволит устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе.
В докладе представлены результаты изучения сравнительной эффективности коррекции нарушений речи, включая логоневрозы, дизартрии, ринолалии, ринофонии, алалии, зрр, классическими логопедическими методиками и в сочетании с мультипараметрическим биоуправлением.
Материалы и методы. В течение 2008-2010 года на базе Дорожной Клинической больницы (г. Новосибирск) проводилось лечение пациентов с логоневрозом различного генеза, со стертой дизартрией, ринолалией — в возрасте 4-10 лет, при условии добровольного согласия и безуспешном предыдущем медикаментозном и физиотерапевтическом лечении. Все пациенты были разделены на две группы путем случайной выборки, в исследование было включено 60 лиц. Дети 1-й группы (30 чел.) получали стандартные занятия, которые включали: логомассаж, артикуляционную гимнастику, работу над дыханием и звукопроизношением, логоритмику. Пациенты 2-й группы (30 чел.) дополнительно получали 40-60 процедур по 20 минут мультиметрического биоуправления. В процессе занятий использовался программно-аппаратный комплекс биоуправления «БОСЛАБ» с программным обеспечением «БОСЛАБ-ЛОГО», контролировались следующие физиологические параметры: интегральная электромиограмма (напряжение мышц, ЭМГ), температура выдыхаемого воздуха, длительность дыхательного цикла, длительность выдоха, амплитуда звуковой волны, регистрируемая при речевых упражнениях, что позволяло вырабатывать навыки самоконтроля дыхания, артикуляции, темпа, ритма речи. Длительность дыхательного цикла (величина, обратно пропорциональная частоте дыхания) рассчитывалась на основании разницы между температурой вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, регистрируемых датчиком дыхания «НОС-РОТ», фаза вдоха характеризовалась снижением температуры воздушной струи, фаза выдоха- повышением.
Биоуправление представляет собой комплекс процедур, при проведении которых человеку посредством специального прибора, подсоединного к компьютеру, (цепи внешней обратной связи) передается информация о состоянии той или иной функции его собственного организма. На основе полученной информации с помощью специальных приемов и аппаратуры человек развивает способность произвольно изменять физиологические функции организма. Использование большого набора игровых экранных представлений, возможность сравнивать свои результаты с достигнутыми на предыдущем сеансе способствуют поддержанию мотивации к продолжительному курсу занятий.
Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция — это единые взаимообусловленные процессы, тренировка дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции в тренировочных занятиях биоуправления проводились одновременно.
Для количественной оценки динамики курса лечения регистрировали максимальное значение амплитуды электрической активности парных симметричных групп мышц лица или гортани (ЭМГ) при выполнении упражнения «Надувание щек», вычислялась величина асимметрии как разность между большим и меньшим значением, коэффициент асимметрии как их отношение. Также вычислялась средняя длительность речевого выдоха при выполнении 3 попыток на коротких фразах: в группе исследования — на первом занятии и каждый месяц лечения, в контрольной группе – в начале курса, через 2, 4 месяца и в конце лечения.
Результаты
На основании опыта работы авторов было определено, что курс лечения у пациентов и первой, и второй групп заканчивался, если наблюдалась стойкая положительная динамика по следующим показателям: при произнесении звуки стали менее искаженными, уменьшилось количество парафазии; научились правильно формировать воздушную струю, обучились навыкам диафрагмального дыхания; научились говорить мелодично, экономно расходовать воздушную струю; улучшилась моторика артикуляционного аппарата, движения стали более согласованными; у больных значительно увеличился активный словарь; в собственной речи появилась возможность составлять и произносить короткие фразы; улучшилась автоматизированная речь, пациенты стали самостоятельно воспроизводить автоматизированные речевые ряды; стало доступным произнесение простых по слоговой и звуковой структуре слов как в собственной речи, так и при повторении; сгладилось расстройство орально-артикуляторного праксиса; в диалоге появилась возможность отвечать фразами; речевое дыхание стало более ровным, спокойным, речевые вокализации устойчивы.
Перед началом терапии группы по физиологическим параметрам, включенным в исследование, представляли однородные множества. В группе 1 максимальное значение ЭМГ при выполнении тестового упражнения «Надувание щек» на парных мышцах составляло в среднем 105±18 и 48±7 мкВ, коэффициент асимметрии 2.19; во второй группе – 110±18 и 51±8 мкВ, и 2.16 — соответственно. Длительность речевого выдоха при тестировании на первом занятии составляла соответственно 1,8±0,4 с и 1,7±0,4 с.
В результате проведения лечения в течение 4 месяцев (40-60 занятий) асимметрия уменьшилась до значений, близких к норме (коэффициент асимметрии 1,05), в группе исследования, в контрольной группе снижение было менее выраженным (коэффициент асимметрии 1,4). Сокращение различий в напряжении парных симметричных групп мышц, увеличение максимального значения амплитуды электрической активности мышц во время выполнения тестового упражнения (в группе исследования до значений 160±18 и 152±15 мкВ, а в контрольной – до 140±15 и 100±20 мкВ), т.е. нарастание силы этих мышц, привело к тому, что движения артикуляционного аппарата стали более четкими, выразительными, время удержания артикуляционной позы удлинилось.
Динамика длительности речевого выдоха в курсе лечения. Таб. 1
Средняя длительность речевого выдоха (с) | |||||||
До лечения | 1 месяц | 2 месяц | 3 месяц | 4 месяц | 5 месяц | 6 месяц | |
Группа 1 (N=30) | 1,8 | — | 2,3 | — | 3,1 | — | 4,4 |
Группа 2 (N=30) | 1,7 | 2,6 | 2,9 | 3,8 | 4,5 | — | — |
Умение произносить короткие фразы на одном выдохе являлось одним из показателей результативности лечения. Из таблицы видно, что удлинение речевого выдоха в группе 2, где классические занятия сочетались с тренингом биоуправления, происходило быстрее. Было показано, что курс лечения в 1-й группе до достижения устойчивых эффектов составлял 6 месяцев, а при сочетании классических методов и биоуправления его длительность сокращалась до 3-4 месяцев.
Выводы
Практическим результатом проведенного исследования явилась разработка методики проведения коррекционных занятий с использованием технологии биоуправления. Показано, что ее применение в дополнение к традиционным методам сокращает длительность лечения.
Авторы: Сарайкина Н.В., Воронинский В.А., Циркин Г.М., Джафарова О.А. ООО «Компьютерные системы биоуправления», г.Новосибирск
- Комментарии