Особенности ЭЭГ у детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
В исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста (экспериментальная и контрольная группы), обучающиеся в типовых общеобразовательных средних школах и не имеющие в анамнезе выраженных неврологических нарушений и выраженных (очаговых и/или эпилептиформных) изменений электрической активности мозга.
Основная группа включала 150 детей с признаками гиперактивного поведения и дефицита внимания, выявленных после проведенного индивидуального комплексного обследования, контрольная группа -144 ребенка. ЭЭГ регистрировали по стандартной схеме в состоянии спокойного бодрствования с закрытыми глазами и при функциональных нагрузках с помощью компьютеризированного комплекса «Нейрокартограф-01-МБН».
Полученные данные были подвергнуты математической обработке с помощью программы «Exceel» и «Statistic 6 Windows». Для оценки функционального состояния и степени соответствия возрастной норме морфофункционального созревания коры и глубинных структур головного мозга использовалась схема структурного анализа ЭЭГ «ЭЭГ-эксперт».
По данным исследования частота доминирующего альфа-ритма для всех групп обследованных детей 7 -8 лет находится в дипазоне 7-9 Гц, у детей 9-10 лет — в диапазоне 8-10 Гц, носит регулярный характер, что рассматривается как варианты возрастной нормы.
Для детей 7-8 лет контрольной группы наиболее характерно наличие на ЭЭГ генерализованных билатерально-синхронных отдельных колебаний или групп колебаний тета-диапазона стволового и диэнцефального генеза.
Для детей с СДВГ характерными являлись признаки незрелости фронто-таламических структур (ФНТС) и дефицита неспецифической активации (ДНА) со стороны ретикулярной формации ствола. В контрольной группе детей 9-10 лет прослеживается та же динамика распределения ЭЭГ -признаков, характеризующих функциональное состояние глубинных регуляторных структур мозга. Среди детей 9-10 лет с СДВГ преобладающими оказались признаки дефицита неспецифической активации со стороны ретикулярной формации ствола, а затем признаки незрелости фронто-таламических структур.
У детей с СДВГ отмечены более низкие значения внутриполушарных когерентных связей в лобно-центральных и лобно-височных парах и более высокие значения центральнозатылочных и теменно-затылочных парах без полушарного преобладания; снижение показателей межлобных соотношений по сравнению с детьми контрольной группы. Степень синхронизации альфа-колебаний в группе детей 7-8 лет с СДВГ с НФТС достоверно ниже, чем с ДНА, с фокусом в передне-центральных отделах.
Характерным для детей с СДВГ с НФТС является достоверное снижение по сравнению с контрольной группой уровня КОГ альфа-ритма в парах отведений правого полушария. У детей с СДВГ с ДНА снижение показателей альфа-КОГ отмечено в парах отведений левого полушария.
Более высокие показатели альфа-КОГ отмечены у детей с СДВГ с НФТС в парах отведений левого полушария с фокусом в височных и затылочных отведениях. У детей 9-10 лет с СДВГ с НФТС отмечено достоверное снижение показателей альфа-КОГ в передневисочных отделах правого полушария. У детей с СДВГ с ДНА достоверное снижение уровня альфа-КОГ выявлено в передневисочных отделах правого полушария и центральных отделах левого полушария. Таким образом, в основе гиперактивного поведения детей в сочетании с дефицитом внимания лежат различные нейрофизиологические механизмы.
Работа поддержана грантом РГНФ № 07-06 -00622а (2007-2009гг.) и аналитической ведомственной целевой программой «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 гг.)», № 2.2.3.3/438.
Авторы: Афанасенкова Н.В., Яблонская Т.В. ,Поморский государственный университет имени М.ВЛомоносова, г. Архангельск
- Комментарии