Особенности клинического проявления дизартрии
Нарушения, связанные с организацией в произношении речи называется дизартрией. Это расстройство возникает на фоне поражённого речевого анализатора и неправильной работы артикуляционного аппарата.
Признаки заболевания
- Нарушена моторика речи
- Слов больного невозможно разобрать
- Неверное звуковое произношение
- Неестественное дыхание при произношении
- Неестественный голос
- Мускулы лица и всех органов, участвующих в речевом процессе, сильно напряжены
- Малый словарный запас у пациента
Что может способствовать возникновению дизартрии?
Эта патология в большинстве случаев является сопутствующим заболеванием и протекает на фоне церебрального паралича у детей. Поражается центральная нервная система ребёнка ещё во внутриутробном периоде, во время родов или же сразу после рождения.
Провоцируют нарушения в центральной нервной системе плода следующие факторы риска заболевания:
- Наличие токсикоза у женщины в период вынашивания ребёнка.
- Наличие гипоксии во внутриутробный период.
- Перенесённые женщиной соматические заболевания в перинатальный период.
- Сложные роды.
- Полученные травмы в процессе родов.
- Наличие асфиксии при родах.
- Наличие у новорожденного ребёнка желтухи ядерной.
- Неполный срок беременности женщины, когда ребёнок рождается недоношенный.
Всё это является фактором риска дизартрии. Может это заболевание возникнуть у взрослого человека после инсульта, полученной травмы головы, при наличии опухоли мозга или после хирургического воздействия.
Как диагностируется дизартрия?
Врач – невролог и логопед ещё в детском возрасте определяют наличие данного заболевания у ребёнка. Для получения более ёмкой информации, необходимой при определении диагноза назначаются аппаратные электрофизиологические обследования головы пациента.
Логопед оценивает речевые нарушения, отделяя их от неречевых патологий. Для более полного обследования исследуются и способности в письменной речи у больного (диктант, списывание текста).
Стоит упомянуть о том, что дизартрия вполне успешно поддаётся коррекции. Для этого проводится ёмкая логопедическая работа с пациентом. При этом все силы направляются на улучшение способностей, связанных с мелкой моторикой (гимнастика для пальцев), ведётся работа по улучшению моторики речи. Всё это делается посредством массажа и специальной артикуляционной гимнастики.
Логопед показывает, как правильно нужно управлять голосом в процессе речи, учит организовывать сказанное. При этом проводится лечение медикаментами и физиотерапия. Специалисты часто используют иглоукалывание и гирудотерапию.
Профилактика заболевания основана на своевременном обнаружении заболевания. Для этого необходимо соблюдать порядок плановых посещений у педиатра, невролога, логопеда. Только при осмотре пациента врач сможет выявить основные клинические признаки заболевания и поставить верный диагноз.
После определения диагноза необходимо вести систематическую работу в кабинете врача – логопеда по коррекции речи больного. Только такая работа может дать ожидаемый результат. Важно помогать ребёнку, вместе с ним работать над коррекцией заболевания, только при наличии поддержки близких людей можно добиться желаемого результата.
- Комментарии