Профилактика речевых нарушений у ребёнка
Речевое развитие – это залог успешного обучения, в дальнейшем, чтению и письму, освоению коммуникативных навыков для социализации в обществе. Поэтому важно, чтобы родители обращали внимание на речь своего ребёнка. По каким признакам можно понять, что речь дошкольника отстаёт от нормы?
1. Если в 3 года ребёнок не разговаривает предложениями. В норме простые предложения появляются в возрасте около двух лет, фраза – в полтора года. Если в возрасте трёх лет малыш не разговаривает вообще или только фразами, носящими лепетный характер, следует записаться на приём к неврологу и логопеду.
2. Нарушенное звукопроизношение. К трём годам основные группы звуков должны быть сформированы (не считая сонорных), если в четыре года или в пять лет ребёнок шепелявит, заменяет звуки или вовсе пропускает, то родителям стоит уделять речи малыша больше внимания.
3. Искажение слоговой структуры слова. Если родители замечают в детской речи, что в словах слоги переставляются, пропускаются, нужно начинать более активно заниматься речевым развитием ребёнка.
4. Трудности в построении предложений, рассказа. Бывает, что дошкольнику трудно составить связный рассказ по картинкам или рассказать о своих впечатлениях. Вместо правильно построенных предложений, взрослые слышат простое перечисления того, что нарисовано или трудности в подборе слов, неправильные окончания, формы слов. Это ещё один повод либо самим уделять больше внимания к речевым занятиям, либо записаться к специалисту.
Конечно же, заботливым и любящим родителям, которым важно развитие их ребёнка, интересно, а как же не допустить развитие речевых нарушений ребёнка? Для этого нужно следовать несложным советам:
1. Самый важный – знать, в каком возрасте должны появляться первые слова. В норме они появляются в период от года до полутора лет. Если в это время ребёнок продолжает молчать или использовать лепетные формы слов, нужно показать малыша неврологу и логопеду. Вовремя начатая коррекционная работа позволит исправить возможные речевые проблемы в будущем.
2. Не стоит взрослым искажать слова, сюсюкаться с детьми. Родители – это образец для подражания, поэтому, если сами взрослые не следят за своей речью, то и у малыша будет такое же отношение.
3. Развивать мелкую моторику. Движение и речь взаимосвязаны: чем лучше развиты движения пальцев рук, тем правильнее будет речь. Для этого подойдут различные шнуровки, раскраски, в одежде отдать предпочтение пуговицам и шнуркам.
4. Артикуляционная гимнастика. Она позволяет сформировать необходимые уклады для правильного звукопроизношения.
5. После прочтения сказки следует обсуждать её с малышом, задавать вопросы об её содержании, спрашивать о впечатлениях ребёнка. Хорошо также играть с ребёнком в сюжетно-ролевые игры или читать сказку по ролям (например, «Три медведя», «Колобок»).
Такие несложные в исполнении советы помогут родителям заложить основу для правильного речевого развития ребёнка. Но если нет времени для занятий, то следует записаться на приём к логопеду, который займётся коррекцией речи. Вовремя начатая работа, в дальнейшем, поможет ребёнку справляться со школьной программой и при общении с окружающими.
- Комментарии