image/svg+xml
Оборудование для коррекции, реабилитации и развития
Каталог
Комплекс БАК
Комплексы БОС
Многофункциональные
Психоэмоциональная коррекция
Опорно-двигательные
Логопедические
Стабилоплатформы
Кардиоинтервалографы
Эхоэнцефалографы
Электромиографы
Электроэнцефалографы
Электроды и шлемы ЭЭГ
Комплекты ЭЭГ
Шлемы с общим разъемом
Шлемы ЭЭГ
Электроды ЭЭГ
Аксессуары ЭЭГ
Физиотерапия
Микрополяризация
Электростимуляция
Электросон
Магнитотерапия
Комплектующие
Кабинет психолога
Для детей дошкольного возраста
Для детей начальной школы
Для подростков
Для взрослых
Интеллектуальные способности
Особенности личности
Творческие способности
Эмоциональный интеллект
Межличностные отношения
Сопровождение образовательного процесса
Работоспособность
Мотивация
Профориентация
Профилактика зависимости
Аудиальные психокоррекционные программы
Дополнительные материалы
Кабинет логопеда
Логопедические программы
Логопедическое оборудование
Развитие и коррекция
Координация движений
Баланс и равновесие
Развивающие компьютерные игры
Песочная терапия
Мозжечковая стимуляция
Сенсорная интеграция
Утяжеленная продукция
Сенсорные наборы
Доставка
Оплата
Гарантия
Покупателям
Гос заказчикам
Обучение
Вопросы
Блог
Компания
О компании
Отзывы
Сертификаты
Партнеры
Реквизиты
Контакты
+7 (812) 385-58-02
Заказать звонок
Задать вопрос
Войти
  • Корзина0
  • Отложенные0
info@mederia.ru
г. Санкт-Петербург, Левашовский пр, д. 15, оф. 209
  • Telegram
image/svg+xml
info@mederia.ru
8 (812) 385-58-02
Задать вопрос
Каталог
  • Комплекс БАК
    Комплекс БАК
  • Комплексы БОС
    Комплексы БОС
  • Стабилоплатформы
    Стабилоплатформы
  • Кардиоинтервалографы
    Кардиоинтервалографы
  • Эхоэнцефалографы
    Эхоэнцефалографы
  • Электромиографы
    Электромиографы
  • Электроэнцефалографы
    Электроэнцефалографы
  • Электроды и шлемы ЭЭГ
    Электроды и шлемы ЭЭГ
  • Физиотерапия
    Физиотерапия
  • Кабинет психолога
    Кабинет психолога
  • Кабинет логопеда
    Кабинет логопеда
  • Развитие и коррекция
    Развитие и коррекция
Доставка
Оплата
Гарантия
Покупателям
  • Гос заказчикам
  • Обучение
  • Вопросы
Блог
Компания
  • О компании
  • Отзывы
  • Сертификаты
  • Партнеры
  • Реквизиты
Контакты
+  ЕЩЕ
    Войти
    Отложенные 0
    Корзина 0
    Каталог
    • Комплекс БАК
      Комплекс БАК
    • Комплексы БОС
      Комплексы БОС
    • Стабилоплатформы
      Стабилоплатформы
    • Кардиоинтервалографы
      Кардиоинтервалографы
    • Эхоэнцефалографы
      Эхоэнцефалографы
    • Электромиографы
      Электромиографы
    • Электроэнцефалографы
      Электроэнцефалографы
    • Электроды и шлемы ЭЭГ
      Электроды и шлемы ЭЭГ
    • Физиотерапия
      Физиотерапия
    • Кабинет психолога
      Кабинет психолога
    • Кабинет логопеда
      Кабинет логопеда
    • Развитие и коррекция
      Развитие и коррекция
    Доставка
    Оплата
    Гарантия
    Покупателям
    • Гос заказчикам
    • Обучение
    • Вопросы
    Блог
    Компания
    • О компании
    • Отзывы
    • Сертификаты
    • Партнеры
    • Реквизиты
    Контакты
    +  ЕЩЕ
      Отложенные 0
      Корзина 0
      image/svg+xml
      Отложенные 0 Корзина 0
      Телефоны
      +7 (812) 385-58-02
      • Каталог
        • Назад
        • Каталог
        • Комплекс БАК
        • Комплексы БОС
          • Назад
          • Комплексы БОС
          • Многофункциональные
          • Психоэмоциональная коррекция
          • Опорно-двигательные
          • Логопедические
        • Стабилоплатформы
        • Кардиоинтервалографы
        • Эхоэнцефалографы
        • Электромиографы
        • Электроэнцефалографы
        • Электроды и шлемы ЭЭГ
          • Назад
          • Электроды и шлемы ЭЭГ
          • Комплекты ЭЭГ
          • Шлемы с общим разъемом
          • Шлемы ЭЭГ
          • Электроды ЭЭГ
          • Аксессуары ЭЭГ
        • Физиотерапия
          • Назад
          • Физиотерапия
          • Микрополяризация
          • Электростимуляция
          • Электросон
          • Магнитотерапия
          • Комплектующие
        • Кабинет психолога
          • Назад
          • Кабинет психолога
          • Для детей дошкольного возраста
          • Для детей начальной школы
          • Для подростков
          • Для взрослых
          • Интеллектуальные способности
          • Особенности личности
          • Творческие способности
          • Эмоциональный интеллект
          • Межличностные отношения
          • Сопровождение образовательного процесса
          • Работоспособность
          • Мотивация
          • Профориентация
          • Профилактика зависимости
          • Аудиальные психокоррекционные программы
          • Дополнительные материалы
        • Кабинет логопеда
          • Назад
          • Кабинет логопеда
          • Логопедические программы
          • Логопедическое оборудование
        • Развитие и коррекция
          • Назад
          • Развитие и коррекция
          • Координация движений
          • Баланс и равновесие
          • Развивающие компьютерные игры
          • Песочная терапия
          • Мозжечковая стимуляция
          • Сенсорная интеграция
          • Утяжеленная продукция
          • Сенсорные наборы
      • Доставка
      • Оплата
      • Гарантия
      • Покупателям
        • Назад
        • Покупателям
        • Гос заказчикам
        • Обучение
        • Вопросы
      • Блог
      • Компания
        • Назад
        • Компания
        • О компании
        • Отзывы
        • Сертификаты
        • Партнеры
        • Реквизиты
      • Контакты
      • Личный кабинет
      • Корзина0
      • Отложенные0
      • +7 (812) 385-58-02
      Контактная информация
      г. Санкт-Петербург, Левашовский пр, д. 15, оф. 209
      info@mederia.ru
      • Telegram
      Главная
      —
      Блог
      —
      Развитие, коррекция

      Психосоциальный аспект при коррекции СДВГ у детей младшего школьного возраста

      13 февраля 2016

      В статье исследуется влияние внутрисемейных психосоциальных факторов на эффективность коррекции внимания у детей с СДВГ младшего школьного возраста. Показано, что при наличии поддержки со стороны семьи у детей наблюдалась быстрая и устойчивая положительная динамика индекса внимания.

      Семья является основной средой жизни ребенка и определяющим фактором формирования его личности и, соответственно, его будущего. Социальные условия развития ребенка в семье, варианты взаимоотношений детей с родителями и близкими способны как усугублять дезадаптацию детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (далее — СДВГ), так и препятствовать ей.

      СДВГ — это полиморфный клинический синдром, главным проявлением которого является нарушение способности ребенка контролировать и регулировать свое поведение, что выливается в двигательную гиперактивность, нарушение внимания и импульсивность. Вследствие этого у детей с СДВГ возникают трудности при переходе к систематическому школьному обучению: низкая академическая успеваемость и асоциальное поведение с повышенным травматизмом.

      В России по официальной статистике от 2 до 20% детей и подростков или около 1-2 млн. детей имеют специфические расстройства поведения и внимания в виде СДВГ, но информированность специалистов системы образования и родителей об особенностях СДВГ у детей чрезвычайно низка.

      ри отсутствии эффективной коррекции сложности, которые испытывает ребенок с СДВГ, могут сохраняться и до взрослого состояния, когда данный синдром способен проявиться депрессией, повышенной тревожностью и аддиктивным поведением.

      Родители детей с СДВГ часто некомпетентны в отношении признаков имеющегося у их ребенка синдрома, не понимают, что происходит с их ребенком, но его поведение очень сильно раздражает. Чаще всего родители объясняют все «неправильным воспитанием» и занимают обвиняющую позицию в отношении себя и друг друга. Наличие СДВГ требует от семьи специфического воспитательного подхода, а не является проявлением невоспитанности ребенка или «его моральной ущербности».

      В зависимости от понимания семьей имеющегося у ребенка синдрома, его ближайшее окружение формирует как положительные, так и отрицательные факторы, влияющие на эффективность коррекционной работы с детьми. Понимая значимость взаимоотношений в семье, Р.А.Баркли, например, предлагает рассматривать тренинги для родителей по тактике поведения с детьми как метод лечения СДВГ, подтвержденный эмпирически. По его данным эффективность таких тренингов в семьях с детьми с СДВГ до 11 лет составляет 65-75 %, в семьях с подростковым (юношеским) возрастом 25-30% дают обнадеживающие изменения.

      Нами было проведено исследование, целью которого являлось изучение влияния внутрисемейных психосоциальных факторов на эффективность коррекции внимания у детей с СДВГ младшего школьного возраста.

      В исследовании участвовали 22 школьника с наличием СДВГ из 1 -2 классов МАОУ г. Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 163 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла». Все дети прошли основной курс коррекции в течение первого и второго годов обучения.

      Основной курс коррекции состоял из сеансов нейробиоуправления — электроэнцефалографического бета-стимулирующего тренинга.

      До и после коррекционного курса биоуправления было проведено ЭЭГ исследование, необходимое для оценки диагностического признака СДВГ: ЭЭГ — тета/бета коэффициента (индекса внимания), который менялся по ходу лечения.

      В начале первого класса было проведено анкетирование родителей с целью выявление в семье негативных социальных и психологических факторов. Родители детей с СДВГ получили консультации по следующим темам: полный обзор по СДВГ (причины, течение и методы лечения), отношение к СДВГ как к неблагоприятному воздействию на ребенка и жизнь семьи в целом, особенности поведения со своими детьми (предложена модель поведения «Родители-друзья ребенка», а не «наблюдатели со стороны»).

      Были предложены стратегии поведения, способствующие сотрудничеству с собственным ребенком: сохранять чувство юмора, учиться расставлять приоритеты, видеть перспективу, уметь прощать (детей, себя, других) и др. Психологи и педагоги, обучающие детей с СДВГ, также получили полную информацию по данному заболеванию: о причинах, течении и методах лечения.

      Во время сеансов бета-стимулирующего тренинга ребенок наблюдал на мониторе график кривой, отражающий динамику управляемых сигналов (мощности тета- и бета-ритмов) в спокойном состоянии и при выполнении когнитивной нагрузки (устный счет, прослушивание текстов) в режиме реального времени в игровой или мультимедийной форме.

      Перед школьниками была поставлена задача: во время сеансов снижать соотношение мощностей тета/бета-ритмов и уровень мышечного напряжения. Более подробно структура тренига биоуправления представлена в наших предыдущих работах.

      Результаты и их обсуждение

      1. Сравнительный анализ значений ЭЭГ — тета/бета коэффициента (индекса внимания) позволяет говорить об эффективности проведенного основного курса биоуправления -снижении индекса внимания в результате коррекции у всех школьников. Однако динамика индексов варьирует в разных пределах: от 0,10 до 0,54.
      2. Анализ полученных данных по результатам анкетирования родителей позволяет оценить распространенность неблагоприятных внутрисемейных факторов и объединить их в три категории по своему значению. Первая категория факторов (частота встречаемости 30%) характеризует непосредственное окружение ребенка в семье (воспитание в неполной семье, отсутствие обоих родителей, повторный брак у родителей, разлука с родителями, заболевание или смерть родителя); вторая категория факторов (частота встречаемости 45%) связана с напряженной эмоциональной стороной в отношениях ребенка в семье: высокий уровень внутрисемейных конфликтов и стрессов, связанных с поведенческими паттернами СДВГ у ребенка, разногласиями в воспитании, разлукой или болезнью родителей. Третья категория негативных факторов: социальных (частота встречаемости 25%) представлена низким уровнем образования родителей, низкой материальной обеспеченностью и сложными бытовыми условиями.
      3. Анализ взаимосвязи эффективности курса коррекции и поддержки со стороны семьи выявил степень влияния неблагоприятных психосоциальных факторов на эффективность лечения. При корреляции социального положения ребенка и динамики его свойств внимания прослеживается следующая тенденция. В семьях детей, у которых слабая динамика свойств внимания возникают проблемы двух типов. С одной стороны, дети воспитываются в неполных семьях или бабушками и дедушками и тогда более значимы социальные проблемы — отсутствие одного из родителей, низкий уровень образования у одного из родителей, низкая материальная обеспеченность и неблагоприятные бытовые условия. С другой стороны — дети воспитываются в полных семьях, но это — повторный брак и возникают психологические проблемы: частые конфликты в семье, различные подходы к воспитанию ребенка, продолжительная разлука с родителем, бытовых и материальных проблем в этом случае нет.

      В тех семьях, где родители сами внимательны друг к другу и к своему ребенку, проявляют искренний интерес к его занятиям, его жизни наблюдается более быстрая положительная динамика коэффициента индекса внимания. Речь идет о том, чтобы постараться обеспечить ребенку спокойное душевное состояние. В состоянии стресса и напряжения очень тяжело обучаться навыку концентрации внимания.

      Ссоры в семье и возникающие с этим переживания не способствуют сосредоточению, как и чувство неуспеха, связанной с ним неуверенности, которые ребенок длительное время не может преодолеть. Психическое напряжение усиливается, если ребенка постоянно критикуют или наказывают (как в школе, так и дома). Сравнения своего ребенка с чужим, более успешным (с точки зрения родителей) — тоже не идет на пользу. Лучше замечать достоинства и успехи собственного ребенка и чаще вознаграждать его похвалой.

      Следует отметить, что семейная терапия не проводилась, однако давались рекомендации всем родителям детей с нарушением внимания. И в тех семьях, где родители придерживались этих рекомендаций и проявляли искренний интерес к занятиям своего ребенка, школьнику было интереснее работать и результаты коррекции появлялись и закреплялись быстрее.

      В некоторых случаях это сглаживало сложное социальное положение ребенка (отсутствие родителя и т.д.) и результаты были выше ожидаемых. И наоборот, дети из благополучных семей, которые могли показать быструю и устойчивую положительную динамику индекса внимания, не показывали ее из-за равнодушия со стороны семьи.

      Таким образом, для повышения эффективности помощи детям и подросткам с СДВГ необходимо помочь родителям изменить отношение к ребенку и сформировать спокойную, доброжелательную семейную среду для него — организовать адекватные потребностям ребенка условия жизни и социализации на семейном уровне.

      Источник: Научная библиотека КиберЛенинка


      • Комментарии
      Загрузка комментариев...
      Назад к списку
      Каталог
      Блог
      Покупателям
      Доставка
      Оплата
      Гос заказчикам
      Обучение
      Гарантия
      Информация
      Вопросы и ответы
      Партнеры
      Сотрудничество
      Конфиденциальность
      Использование cookie
      Компания
      О компании
      Отзывы
      Сертификаты
      Реквизиты
      Контакты
      Телефон
      8 (812) 385-58-02
      E-mail
      info@mederia.ru
      Telegram
      @mederia_dm
      © 2015 – 2023 ООО «МЕДЕРИЯ», ИНН 7811224928
      Любая информация, содержащаяся на настоящем сайте, носит исключительно справочный характер и ни при каких обстоятельствах не может быть расценена как предложение заключить договор (публичная оферта). Медерия не дает гарантий по поводу своевременности, точности и полноты информации на веб-сайте, а также по поводу беспрепятственного доступа к нему в любое время. Изображения товаров, представленные на сайте, могут отличаться от фактического вида товаров. ООО «Медерия» использует файлы cookie, с целью персонализации сервиса и повышения удобства пользования веб-сайтом. Если вы не хотите использовать файлы cookie, измените настройки браузера.