Сенсорные коробки для детей
Эта игра пришла к нам из школы Марии Монтессори. Классическая сенсорная коробка – прозрачная емкость или стол с высокими бортиками, наполненный разными материалами для развития тактильности. Ребенок может трогать, перебирать, мять, пересыпать, подкидывать, набирать, высыпать, сортировать, упорядочивать по признакам содержимое емкости. Вы можете менять материал в зависимости от возраста вашего малыша и интереса, который он проявляет к игре.
Сенсорные коробки отлично развивают мелкую моторику рук, стимулируют концентрацию внимания и усидчивость, воображение и фантазию. И эту игру можно всегда сделать дома из подручных средств.
Что и зачем?
Емкость нужна для того, чтобы ограничить площадь поиска предметов в наполнителе и чтобы содержимое коробки не «разбежалось» по всей квартире. Очень удобны широкие прозрачные пластиковые коробки. Самым маленьким игрокам прозрачность поможет лучше ориентироваться при поиске. Они видят, что цель достижима, и это только усиливает их энтузиазм. А вот для деток постарше непрозрачные бортики добавят в игру интригу и азарт. Поэтому при выборе емкости учитывайте возраст и развитие ребенка.
В любом случае стенки и дно емкости должны быть прочными, а стыки – непроницаемыми. Иначе мелкие части наполнителя могут высыпаться за пределы. Если вы используете картонную коробку, дополнительно проклейте ее стыки скотчем и укрепите при необходимости дно.
Наполнитель – это базовое содержимое коробки, которое будет скрывать в себе предметы, предназначенные для поиска, а также массировать ладошки и пальчики вашего малыша.
Часто наполнитель делают однотонным, чтобы он не отвлекал от поиска «сокровищ». Для маленьких детей важно, чтобы он был или белым, или даже прозрачным. И, конечно, он не должен вызывать неприятных ощущений при прикосновении.
Артефакты – это тематическое наполнение коробки. То, что малышу будет интересно отыскивать, ощупывать, рассматривать. Это могут быть пластмассовые игрушки, каучуковые и разноцветные мячики, бусинки, природные материалы (шишки, каштаны, камешки интересной формы и т.д.), ленточки и кусочки ткани.
Можно закапывать небольшие предметы в наполнитель, а потом разгребать его в поисках спрятанного.
Артефакты которые вы поручаете искать самым маленьким, должны быть красного цвета – на него малыши реагируют быстрее всего.
Различные инструменты: ложки, стаканчики, кружечки, пинцеты или щипцы – позволяют расширить возможности сенсорной коробки. Не так-то просто ребенку взять мелкий предмет своими пальчиками, а если попробовать щипцами или пинцетом? А как насыпать мелкий наполнитель в небольшую емкость, да так, чтобы он попал именно туда, куда следует, а не просыпался? Конечно, главный инструмент ребенка в этой игре – его руки. Но и действия с помощью вспомогательных инструментов развивают координацию движений, воспитывают навык организованного действия.
Для малышей достаточно ложки и пластиковой чашки, трехлетним деткам можно дать пинцет или щипцы.
Ищем и находим
Вот несколько вариантов игр с сенсорными коробками.
«Закопай и откопай»
Детям 2-3 лет предложите зарывать небольшие предметы в наполнитель, а потом их откапывать. Сопровождайте ваши совместные действия комментариями, фиксируя результат на каждом этапе: «А вот теперь шарик совсем не видно! Где же шарик?» и т.п. С торжеством извлекайте каждую фигурку и откладывайте в сторону. Можно даже их считать: «Две мы выкопали, сколько осталось?».
«Спрячь»
Малыши очень любят смотреть, как взрослые выполняют их задания. Так что вы вполне можете поручить ребенку 3 лет закопать, да поглубже, предметы, которые вы будете потом искать под его присмотром. Сделайте вид, что не можете найти спрятанное, и вам с удовольствием помогут!
«Туда-сюда»
Заведите две коробки, одна из которых будет пустой. Пусть ребенок самостоятельно переносит предметы и наполнитель из одной коробки в другую.
«Золушка»
Смешайте наполнитель покрупнее и яркие детали помельче. Предложите ребенку выбрать яркие детали при помощи пальцев, пинцета или ложки и поместить их в отдельную коробку. Игра подходит детям 4-5 лет.
«Что это?»
Вместе с ребенком спрячьте в наполнителе различные предметы, прежде внимательно осмотрев их и ощупав. Попросите малыша закрыть глаза или даже завяжите их платком. Каждый раз, когда он будет находить руками в коробке очередной предмет, попросите его ощупать и угадать, что это.
Это хорошее упражнение на тренировку осязательной памяти, а также установление связи между зрительными и осязательными ощущениями. Игра подходит для детей 4-6 лет, в зависимости от сложности предметов.