Системный подход в формировании адаптивности младших школьников
В статье представлено теоретическое обоснование системного подхода в формировании у младших школьников качества адаптивности, в процессе адаптации к систематическому обучению в школе. Системный подход в формировании адаптивности перспективно осуществлять на основе междисциплинарного подхода с применением здоровьесберегающей и здоровьесозидающей технологии биологической обратной связи.
Система образования как открытая нелинейная система, обладающая восприимчивостью к меняющимся социокультурным условиям в обществе и их отражению в содержании подвержена воздействию случайных и неслучайных факторов, влиянию внешних и внутренних проблем образования.
Рассматривая проблему здоровья современных младших школьников на основе многочисленных статистических исследований, с одной стороны — как внешнюю проблему системы образования, отмечается резкое снижение уровня здоровья детей (фоновое здоровье), поступающих в первый класс.
Система качества образования, как внутренняя проблема всей системы образования и начального образования в частности, понятие многомерное, подразумевающее определенную структуру и может быть представлено тремя основными элементами: качеством обучения младших школьников, качеством образовательного процесса, качеством условий образования.
Несоответствие между заявленными и действительными аспектами качества образования и делают его, во-первых, проблемным, во-вторых, являются факторами риска для здоровья, учебной и социальной адаптации детей младшей школы. Таким образом, проблема здоровья первоклассников переводится из внешней во внутреннюю проблему системы образования, умножая и усугубляя проблему комплексной адаптации организма ребенка в целом.
Проблема здоровья обучающихся существует с момента возникновения элементарного образования, однако не решена до сих пор и в настоящее время вышла на новый виток. Основными препятствиями в решении проблемы комплексной адаптации младших школьников к систематическому обучению в школе, на наш взгляд, является:
- Отсутствие системного подхода к восприятию целостности окружающего мира, системы образования и человека. С холистической точки зрения окружающий нас мир можно рассматривать, по словам С.В. Алексеева как: единую систему, включающую в себя иерархию уровней; интегративную систему, основанную на многомерных взаимосвязях между отдельными подсистемами; саморегулирующуюся систему, характеризующуюся вещественно-энергетически-информационном обменом и гомеостазом; развивающуюся систему, отличающуюся динамизмом, адаптационным и противоречивым характером.
Идею целостности среды и системы образования выдвигал В.Н. Сагатовский, исходя из следующих положений: целостности бытия трех самоценных начал (человека, общества, природы); целостности человека (во взаимодействии его био-социо-духовно-индивидуальностных ипостасей не по принципу иерархии, а по принципу полифонического полилога); целостности человеческой жизнедеятельности (по М.М.Бахтину; по Г.С.Батищеву).
- Отсутствие целостности в восприятии образа человека. «По аналогии с другими областями деятельности люди, работающие в системе «человек-человек», отыскали множество способов расчленения целостности образа ребенка и последующего взаимодействия с его отдельными частями. Большинство педагогических технологий и методик, которыми по сей день широко пользуются учителя и воспитатели, как правило, имеют дело со свойствами, качествами, характеристиками, искусственно выделенными из структуры личности. Вынесенные «за скобки» человеческой целостности, сформированные вне ее при попытке внести их обратно желаемые качества, увы, остаются отчужденной от ребенка личиной, которая спадает в первый удобный момент».
- В решении проблемы нарушенной адаптации исходят из внешних проявлений: деятельности, поведения, самочувствия младшего школьника. И.Д. Фрумин рассматривал «Я» как субъект реальности: внешней реальности и внутренней или природной реальности. В.П. Петленко писал «Человек это уникальная судьба, великое чудо, сотворенное по законам вселенной». На сегодняшний день недостаточно педагогических исследований в области внутреннего состояния (внутренней реальности; внутренней гармонизации; гомеостаза как внутренней адаптации), скрытых возможностях организма, личности. О недостаточности исследований в области скрытой реальности писал В.А.Сухомлинский в работах «Педагогика для родителей» и «Разговор с молодым директором».
Однако, до сих пор в педагогике недостаточно исследований о взаимосвязи между внутренним состоянием и внешними проявлениями состояния организма младшего школьника. Не выделен аспект взаимодействия и взаимообусловленности между внутренней природной реальностью, внутренней гармонизацией и:
- внешними ее проявлениями: внешней реальностью и внешней гармонизацией;
- уровнем развития вербальных и невербальных психических функций: устной речью, вниманием, памятью, мыслительными операциями, моторными навыками, навыками саморегуляции и самоконтроля;
- процессами формирования новых учебных навыков, результативностью обучения;
- психо-эмоциональными проявлениями: уровнем тревожности, агрессивности, неуверенности в себе, страха;
- качеством адаптивности к комплексному воздействию стрессогенных факторов и комплексной адаптации к микро- и макросоциуму.
При этом внутреннюю гармонизацию можно рассматривать как внутреннюю адаптацию, т.е. гомеостаз, регуляцию, саморегуляцию или адаптивную саморегуляцию организма. Г.Б. Корнетов, рассуждая о человеческой жизни, говорил, что это необыкновенная реальность, радикальная реальность, т.к. с ней соотносятся другие реальности. Эта мысль, как бы замыкая круг, возвращается и подтверждает идеи системности и целостности окружающего мира и человека в этом мире.
В этом «круге» соприкоснулись — уровень системы как целостности и уровень ее элементарного строения. Уровень элементарного строения в работах В.М. Курейчика и В.И. Писаренко называется конкретными подсистемами, под которыми понимаются в т.ч. живые клетки, нейроны мозга, части организмов, люди, социальные образования. Процессы, происходящие на микроуровне, на уровне элементов как бы «пробиваются» на макроуровень, на уровень системы, приобретают значимость для системы в целом.
В данном случае, рассматривая взаимодействие систем, необходимо отметить свойства всех нелинейных, открытых систем – самоорганизацию. Самоорганизация – это процесс или совокупность процессов, происходящих в системе, способствующих поддержанию ее оптимального функционирования, содействующих самодостраиванию, самовосстановлению и самоизменению данного системного образования.
Теорию самоорганизации в сложных, открытых, неравновесных и нелинейных системах любой природы называют синергетикой. « …синергетика изучает процесс развития, общие принципы самоорганизации и эволюции сложных систем разного уровня и разной природы, особенности смены их качественных состояний, механизм, динамику и пространственно-временную развертку этого процесса».
Будучи наукой о способах и закономерностях самоорганизации сложных систем, синергетика не могла не выйти на проблему возникновения «порядка из хаоса» в самом человеке. И.В. Роберт под синергизмом понимает «результат комбинированного действия составляющих его факторов и влияний, при котором суммированный эффект превосходит действия, оказываемое каждым из них в отдельности. Результатом этого феномена является оказываемое на обучаемого педагогическое воздействие лонгирующего характера».
Таким образом, в решении проблемы комплексной адаптации младших школьников к процессу систематического обучения в школе, на наш взгляд, перспективно рассмотреть идею формирования (нормализации) комплексной, системной адаптации поэтапно: от элементарной (эндогенной, природной реальности) до комплексной (экзогенной), с учетом синергетического эффекта.
Реализацию данной идеи необходимо осуществлять на основе междисциплинарного подхода, актуального на наш взгляд, для современного этапа развития системы образования.
Нарушенное развитие в условиях, требующих напряжения адаптационных механизмов, актуализирует применение здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий, обеспечивающих у младших школьников в процессе систематического обучения в школе: адаптивность как качество организма и комплексную адаптацию как процесс на системном уровне; технологию, которая способствует формированию умения обучаться, не нанося вреда здоровью; технологию, как средство обучения и влияния ее на учебную деятельность.
Одним из перспективных современных методов, используемых для диагностики, профилактики нарушений и коррекции физиологических функций, включая речевую, а также, активизации внутренних резервов организма, является метод биологической обратной связи (БОС) (функциональное биоуправление с обратными связями (ФБУ); адаптивная саморегуляция, адаптивное биоуправление, biofeedback, self — regulation).
Сущность метода заключается в том, что воздействуя усилиями собственной воли на регистрируемый с помощью приборов БОС параметр, человек нормализует, корректирует или совершенствует на клеточном, системном, органном уровне организм в целом.
Одной из самых важных неклинических сфер применения БОС-методов является педагогика, где с их помощью решаются вопросы нормализации функционального состояния организма ребенка, развития высших психических функций, повышения эффективности обучения, развития творческих способностей, профилактики нарушений, коррекции и совершенствования устной речи, формирования навыка здорового образа жизни.
Необходимыми условиями для достижения наиболее значимых результатов является: комплексный (системный, междисциплинарный, синергетический) подход в применении здоровьесберегающей педагогической технологии для решения проблемы комплексной адаптации к процессу систематического обучения в школе; создание благоприятной педагогической среды для учащихся, показатели которой на сегодняшний день остаются неисследованными.
Автор: М.Н. Теречева, Системный подход в формировании адаптивности младших школьников / Академия педагогического поиска: учитель-ученик: сборник научных статей / под общ. ред. С.В. Алексеева, А.Н. Бакушиной. — Вып. 1. – СПб АППО, 2011. – Ч.4. (Научно-педагогические школы) – С. 79-83.
- Комментарии