image/svg+xml
Оборудование для коррекции, реабилитации и развития
Каталог
Комплекс БАК
Комплексы БОС
Многофункциональные
Психоэмоциональная коррекция
Опорно-двигательные
Логопедические
Стабилоплатформы
Кардиоинтервалографы
Эхоэнцефалографы
Электромиографы
Электроэнцефалографы
Электроды и шлемы ЭЭГ
Комплекты ЭЭГ
Шлемы с общим разъемом
Шлемы ЭЭГ
Электроды ЭЭГ
Аксессуары ЭЭГ
Физиотерапия
Микрополяризация
Электростимуляция
Электросон
Магнитотерапия
Комплектующие
Кабинет психолога
Для детей дошкольного возраста
Для детей начальной школы
Для подростков
Для взрослых
Интеллектуальные способности
Особенности личности
Творческие способности
Эмоциональный интеллект
Межличностные отношения
Сопровождение образовательного процесса
Работоспособность
Мотивация
Профориентация
Профилактика зависимости
Аудиальные психокоррекционные программы
Дополнительные материалы
Кабинет логопеда
Логопедические программы
Логопедическое оборудование
Развитие и коррекция
Координация движений
Баланс и равновесие
Развивающие компьютерные игры
Песочная терапия
Мозжечковая стимуляция
Сенсорная интеграция
Утяжеленная продукция
Сенсорные наборы
Доставка
Оплата
Гарантия
Покупателям
Гос заказчикам
Обучение
Вопросы
Блог
Компания
О компании
Отзывы
Сертификаты
Партнеры
Реквизиты
Контакты
+7 (812) 385-58-02
Заказать звонок
Задать вопрос
Войти
  • Корзина0
  • Отложенные0
info@mederia.ru
г. Санкт-Петербург, Левашовский пр, д. 15, оф. 209
  • Telegram
image/svg+xml
info@mederia.ru
8 (812) 385-58-02
Задать вопрос
Каталог
  • Комплекс БАК
    Комплекс БАК
  • Комплексы БОС
    Комплексы БОС
  • Стабилоплатформы
    Стабилоплатформы
  • Кардиоинтервалографы
    Кардиоинтервалографы
  • Эхоэнцефалографы
    Эхоэнцефалографы
  • Электромиографы
    Электромиографы
  • Электроэнцефалографы
    Электроэнцефалографы
  • Электроды и шлемы ЭЭГ
    Электроды и шлемы ЭЭГ
  • Физиотерапия
    Физиотерапия
  • Кабинет психолога
    Кабинет психолога
  • Кабинет логопеда
    Кабинет логопеда
  • Развитие и коррекция
    Развитие и коррекция
Доставка
Оплата
Гарантия
Покупателям
  • Гос заказчикам
  • Обучение
  • Вопросы
Блог
Компания
  • О компании
  • Отзывы
  • Сертификаты
  • Партнеры
  • Реквизиты
Контакты
+  ЕЩЕ
    Войти
    Отложенные 0
    Корзина 0
    Каталог
    • Комплекс БАК
      Комплекс БАК
    • Комплексы БОС
      Комплексы БОС
    • Стабилоплатформы
      Стабилоплатформы
    • Кардиоинтервалографы
      Кардиоинтервалографы
    • Эхоэнцефалографы
      Эхоэнцефалографы
    • Электромиографы
      Электромиографы
    • Электроэнцефалографы
      Электроэнцефалографы
    • Электроды и шлемы ЭЭГ
      Электроды и шлемы ЭЭГ
    • Физиотерапия
      Физиотерапия
    • Кабинет психолога
      Кабинет психолога
    • Кабинет логопеда
      Кабинет логопеда
    • Развитие и коррекция
      Развитие и коррекция
    Доставка
    Оплата
    Гарантия
    Покупателям
    • Гос заказчикам
    • Обучение
    • Вопросы
    Блог
    Компания
    • О компании
    • Отзывы
    • Сертификаты
    • Партнеры
    • Реквизиты
    Контакты
    +  ЕЩЕ
      Отложенные 0
      Корзина 0
      image/svg+xml
      Отложенные 0 Корзина 0
      Телефоны
      +7 (812) 385-58-02
      • Каталог
        • Назад
        • Каталог
        • Комплекс БАК
        • Комплексы БОС
          • Назад
          • Комплексы БОС
          • Многофункциональные
          • Психоэмоциональная коррекция
          • Опорно-двигательные
          • Логопедические
        • Стабилоплатформы
        • Кардиоинтервалографы
        • Эхоэнцефалографы
        • Электромиографы
        • Электроэнцефалографы
        • Электроды и шлемы ЭЭГ
          • Назад
          • Электроды и шлемы ЭЭГ
          • Комплекты ЭЭГ
          • Шлемы с общим разъемом
          • Шлемы ЭЭГ
          • Электроды ЭЭГ
          • Аксессуары ЭЭГ
        • Физиотерапия
          • Назад
          • Физиотерапия
          • Микрополяризация
          • Электростимуляция
          • Электросон
          • Магнитотерапия
          • Комплектующие
        • Кабинет психолога
          • Назад
          • Кабинет психолога
          • Для детей дошкольного возраста
          • Для детей начальной школы
          • Для подростков
          • Для взрослых
          • Интеллектуальные способности
          • Особенности личности
          • Творческие способности
          • Эмоциональный интеллект
          • Межличностные отношения
          • Сопровождение образовательного процесса
          • Работоспособность
          • Мотивация
          • Профориентация
          • Профилактика зависимости
          • Аудиальные психокоррекционные программы
          • Дополнительные материалы
        • Кабинет логопеда
          • Назад
          • Кабинет логопеда
          • Логопедические программы
          • Логопедическое оборудование
        • Развитие и коррекция
          • Назад
          • Развитие и коррекция
          • Координация движений
          • Баланс и равновесие
          • Развивающие компьютерные игры
          • Песочная терапия
          • Мозжечковая стимуляция
          • Сенсорная интеграция
          • Утяжеленная продукция
          • Сенсорные наборы
      • Доставка
      • Оплата
      • Гарантия
      • Покупателям
        • Назад
        • Покупателям
        • Гос заказчикам
        • Обучение
        • Вопросы
      • Блог
      • Компания
        • Назад
        • Компания
        • О компании
        • Отзывы
        • Сертификаты
        • Партнеры
        • Реквизиты
      • Контакты
      • Личный кабинет
      • Корзина0
      • Отложенные0
      • +7 (812) 385-58-02
      Контактная информация
      г. Санкт-Петербург, Левашовский пр, д. 15, оф. 209
      info@mederia.ru
      • Telegram
      Главная
      —
      Блог
      —
      Биоакустическая коррекция

      Снижение выраженности аффективных расстройств у больных с дебютом шизофрении методом биоакустической коррекции

      17 июня 2015

      Обследовали 17 подростков 15-17 лет в период дебюта вялотекущей шизофрении. Изучали возможность коррекции аффективных расстройств на основе непроизвольной саморегуляции психоэмоционального состояния методом биоакустической коррекции (БАК). Речь идет о методе компьютерного преобразования ЭЭГ больного в акустические сигналы. Применение метода БАК приводило к выраженному и устойчивому снижению уровня депрессии и тревоги и их соответствующих клинических проявлений.

      Положительная динамика состояния больных сопровождалась реорганизацией паттерна ЭЭГ: отмечено снижение интенсивности β- и δ-индексов, увеличение мощности α-ритма, уменьшение межполушарной асимметрии. Сделан вывод: процедуры БАК способствуют формированию новых навыков состояния и поведения путем условно-рефлекторной реорганизации в ЦНС конструкции временных связей. БАК рекомендуется как эффективный и физиологически адекватный способ лечения больных шизофренией с тревожно-депрессивным синдромом в комплексной терапии.

      Введение

      Ведущим звеном в патогенезе развития шизофрении является наследуемая недостаточность мотивации, вызванная нарушением регуляции в системе эмоционального подкрепления. При дефиците эмоциональной и волевой сферы у больных формируется деструктивное поведение, часто сопровождаемое аффективными расстройствами. В этой связи, актуальной остается проблема компенсации аффективных нарушений, развивающихся на фоне шизофренического дефекта.

      Предварительные исследования подростков, больных шизофренией с депрессивным синдромом показали низкую эффективность лечебного воздействия различных вариантов когнитивной коррекции психоэмоционального состояния методом ЭЭГ-зависимой биологической обратной связи (ЭЭГ-БОС). Несмотря на тщательный отбор больных и положительную мотивацию к процедурам ЭЭГ-БОС, подростки отказывались от продолжения лечения.

      Учитывая психопатологические особенности личности больных шизофренией с депрессивным синдромом, а также с целью уменьшения доли участия когнитивных функций в коррекции аффективных расстройств, более адекватно применение методов лечения на основе непроизвольной саморегуляции состояния.

      Предложен способ непроизвольной саморегуляции функционального состояния центральной нервной системы с помощью метода биоакустической коррекции (БАК). Метод основан на компьютерном преобразовании текущей ЭЭГ в акустические сигналы, что позволяет пациенту услышать «работу мозга» в реальном времени.

      Сообщается об эффективности использования данного метода в клинике неврозов и психотических расстройств. Возможность непроизвольной коррекции состояния больных шизофренией с помощью метода БАК ранее не изучалась. Таким образом, цель настоящей работы заключалась в исследовании возможности коррекции аффективных расстройств у подростков с дебютом шизофрении с помощью метода БАК.

      Материал и методы

      Обследовано 17 подростков мужского пола (15-17 лет) с дебютом вялотекущей шизофрении (психопато-неврозоподобная форма), находившихся на стационарном лечении в Городской психиатрической больнице №3 им. И.И. Скворцова-Степанова (Санкт-Петербург). Диагноз поставлен на основании данных психологического, психиатрического и неврологического обследования. Все больные прошли курс функционального лечения с использованием процедур БАК.

      Процедуры БАК проводились на основе компьютерного комплекса Синхро-С. Процедуры заключались в прослушивании больными в реальном времени акустического образа собственной ЭЭГ. Регистрация ЭЭГ проводилась по 4 каналам в точках Fp1, Fp2, O1, O2, униполярно относительно объединенных ушных электродов с частотой дискретизации 250 Гц. Акустический образ создавали на основе регистрируемой ЭЭГ путем транспонирования ее на компьютере в область слышимых частот. Следует отметить, что в соответствии с характером преобразования, звучание акустического образа ЭЭГ носило полифонический характер и, в ряде случаев, обладало выраженными музыкальными свойствами.

      Полученный таким способом акустический образ ЭЭГ, в реальном времени предъявляли пациенту. Пациенту во время сеанса предлагалось только слушать «работу собственного мозга». Курс лечения БАК состоял из 7-10 процедур, длительность каждого сеанса 20 минут. Все больные имели установку на лечение. Контролем служили результаты наблюдений здоровых подростков того же возраста, полученные нами ранее. Обследование включало анализ ЭЭГ, тесты САН, Спилбергера-Ханина, Зунга, измерение латентных периодов (ЛП) сенсомоторной реакции (СМР) на визуальные и акустические сигналы.

      С целью изучения особенностей и свойств внимания разработана компьютерная программа, оценивающая эффективность СМР на дифференцирование стимулов различной модальности (аудио и визуальные сигналы образного и семантического содержания), подаваемых в случайном порядке. «Круги»: в разных местах экрана появлялись желтые или зеленые круги. От больного требовалось нажать клавишу в случае появления желтого круга. «Слова»: на экране появлялись названия птиц или животных; значимый стимул – птицы.

      Длительность стимула составляла 150 мс. «Правый-левый тон»: через головные телефоны предъявлялись тоны частотой 440 Гц справа или слева; значимый стимул — справа. «Два тона»: появлялась последовательность двух тонов – высокий — низкий или низкий – высокий; значимой была последовательность низкий — высокий. Межстимульный интервал во всех тестах — 1000 мс, количество предъявлений – 50 стимулов. ЛП соответствовал периоду времени от начала предъявления стимула до момента нажатия клавиши. За ошибку принималась несвоевременная двигательная реакция: ложное нажатие или пропуск.

      При изучении биоэлектрической активности мозга на основе периодометрического анализа вычислялось среднее значение доли периодов колебаний ЭЭГ альфа-, бета-, тета- и дельта-диапазонов за весь сеанс, а также оценивался уровень межполушарной асимметрии периодограмм ЭЭГ лобных и затылочных отведений.

      Функциональное лечение проводилось на фоне необходимой фармакотерапии (нейролептики, ноотропы, инстенон, глицин, витамины). Занятия проводились в первой половине дня, нейролептики на это время исключались.

      Статистический анализ проводился с использованием программного пакета «STATISTICA». Оценка достоверности вычислялась по t- критерию Стьюдента.

      Результаты и обсуждение

      Обследование, проведенное перед началом лечения, выявило у пациентов сохранность сознания, отсутствие бреда и обманов восприятия, правильную ориентацию в месте, времени, собственной личности. Подростки жаловались на плохое настроение, сложные отношения с родными, особенно с матерью, страхи и ночные кошмары. Они были эмоционально неустойчивы, конфликтны, ранимы к критике в свой адрес.

      Паттерн поведения у подростков с депрессивным синдромом базировался на чувстве устойчивой тревоги, снижение уровня эмоциональной и волевой сферы при относительно сохранном интеллекте. Они остро переживали внезапно возникшее чувство одиночества, собственной неполноценности, состояния беспомощности. Больные не могли сами решить проблему своих переживаний. У них не было желания продолжать работу, учебу.

      Имеющиеся расстройства приводили к развитию деструктивного поведения – алкогольная и наркотическая зависимость, «выученная беспомощность», суицидальные мысли. В тесте Спилбергера-Ханина выявлена умеренная реактивная (36-40 баллов) и высокая личностная (44-58 балла) тревожность. Уровень депрессии составил 41-53 ед. по шкале Зунга. Субъективная оценка времени (1 мин) равнялась 25-30 с (норма 40-50 с).

      По данным компьютерного анализа ЭЭГ в начале лечения с БАК в лобных отведениях отмечалась значительная выраженность доли дельта-ритма (до 28 %) и тета-ритма (до 40%). Индекс альфа-ритма до 52% в затылочном отведении и до 35% в лобном отведении. В паттерне ЭЭГ у всех больных выявлено искажение альфа-веретен медленноволновыми колебаниями тета- и дельта-диапазонов. Интенсивность бета-ритма в лобных отведениях достигала 28%.

      Имелась также выраженная межполушарная асимметрия (снижена амплитуда БЭА мозга больше в левом полушарии), особенно в передних отделах мозга, что согласуется с концепцией о дисфункции левого полушария при шизофрении. Полученные результаты свидетельствуют о снижении уровня активации (таламо-кортикальная дизрегуляция).

      Имеющиеся аффективные расстройства (тревога, страх, депрессия), по-видимому, обусловлены дефицитом положительной мотивации, вызванной нарушением в системе управления мезокортиколимбических структур мозга. Нарушения в сфере эмоционального подкрепления приводило к рассогласованию системных механизмов регуляции ЦНС (внимание, память, интеллект, поведение), к развитию шизофренического дефекта. Дисфункция таламокортикальных структур приводила к нарушению когнитивной сферы. Нами проведен анализ состояния психических процессов по основным свойствам функции внимания измеренным в сенсомоторной реакции (СМР).

      Установлено, что наиболее сложными задачами для испытуемых оказались дифференцирование акустических и визуальных слов, и умение правильно различать последовательность тонов. В этих тестах у больных шизофренией наблюдается существенное увеличение значений ЛП и (или)  наибольшее количество ошибочных реакций. Можно заключить, что дисфункция селективного внимания является значимым маркером патогенеза шизофрении.

      Выявлено, что в психической сфере у большинства подростков мышление конкретное, без выраженных структурных нарушений. Пословицы и поговорки трактуют в основном правильно. Интеллект соответствовал полученному образованию и воспитанию. По результатам тестов на запоминание слов, исключение лишнего понятия, арифметический счет, отсутствовало затруднение  в активном и отсроченном запоминании, имелся высокий уровень абстрагирования.

      В тоже время обнаружена нечеткость и непоследовательность суждений, нарушения целенаправленности и логического строя мышления и его критичности. Они не имели конструктивных способов эмоциональной разрядки, склонны к уходу от реальности (с помощью алкоголя, наркотиков), к суицидам. К своему состоянию и поведению некритичны.

      Наличие в исходной фоновой ЭЭГ в начале сеансов БАК высокой интенсивности медленной активности, слабо выраженного альфа-ритма, сохранение высокой интенсивности тета-активности свидетельствует об онтогенетической незрелости механизмов саморегуляции ЦНС.

      Ранее этот факт был обнаружен нами у подростков с девиантным поведением, когда при сниженной выраженности альфа-ритма увеличивалась интенсивность тета-ритма, как проявление неспецифического механизма компенсации в адаптивной регуляции функций. У больных подростков в исходном состоянии имелась выраженная асимметрия ритмической структуры ЭЭГ.

      В курсе процедур БАК выявлена реструктуризация БЭА головного мозга. Показано, что среднее значение дельта-активности у 8 человек  в точках Fp1, Fp2 снизилось с 15,3±4,4 до 12,2±3,1% (p<0,05). В затылочных отведениях дельта-активность снизилась с 4,6±2,5 до 2,9±1,3% (p<0,01). В диапазоне альфа-ритма значительный рост интенсивности обнаружен в затылочных отведениях с 56,6±11,0 до 64,0±12,2% (p<0,05).

      В лобных отведениях интенсивности альфа-ритма практически не изменилась: 35,5±6,4 в начале и 36,7±10,4% в конце курса процедур БАК. Достоверное снижение бета-активности было зарегистрировано в затылочных отведениях с 20,7±9,0 до 15,6±7,8% (p<0,05) и в лобных отведениях с 29,97±9,5 до 23,0±7,7% (p<0,01). В области тета-ритма в лобных отведениях отмечалось увеличение интенсивности с 23,4.±4,2 до 26,6.±4,6 % (p<0,02), в затылочных отведениях уменьшение c 17,2±5,6 до 14,2.±3,8% (p<0,05). Уровень межполушарной асимметрии БЭА мозга, оцененный по разнице периодограмм ЭЭГ справа и слева, уменьшился с 17,4±4,8 до 11,2±1,3% (p<0,01) в лобных отделах и с 24,5±14 до 18,7±8,4% (p<0,05) в затылочных отделах головного мозга.

      Таким образом, в результате непроизвольной биоакустической коррекции наблюдалась отчетливая функциональная реорганизация паттерна ЭЭГ: увеличение мощности альфа-ритма, уменьшение бета- и дельта-активности, уменьшение межполушарной асимметрии.

      При анализе изменений функции внимания найдено укорочение латентного периода СМР на зрительное восприятие слов и на последовательность тонов, достоверное снижение количества ошибочных реакций наблюдалось в тесте на акустические слова и, также, на последовательность тонов.

      Положительная динамика при анализе когнитивных процессов подтвердилась также в результатах изменения состояния пациентов и по данным клинических наблюдений. У больных заметно улучшилось самочувствие, настроение, повысилась самооценка, снизился уровень тревожности, улучшился сон. Появилась критика к своему поведению. В целом, процедуры прослушивания звукового образа собственной ЭЭГ способствовали положительной трансформации психоэмоционального состояния пациентов.

      Для иллюстрации приведем  пример больного с дебютом шизофрении с депрессивным синдромом.

      Клинический пример: Н-в С.О, 16 лет. Наследственность отягощена шизофренией со стороны дяди по линии матери, алкогольная зависимость. Актуальное состояние характеризуется пониженным настроением, напряженностью, тревожностью, апатичностью, эмоциональной сглаженностью, однообразностью и недостаточной адекватностью аффективных реакций. Внимание истощаемое по органическому типу.

      Общий темп психической деятельности замедлен. В мышлении выявляются признаки структурных нарушений, затрагивающих его операциональный компонент, в виде искажения процессов обобщения с периодической опорой на отдаленные и латентные признаки понятий при осуществлении операций сравнения. Динамический компонент в виде неустойчивости уровня обобщений при выполнении равнозначных по сложности заданий и операций.

      Мотивационный компонент мышления в виде нечеткости суждений, разноплановости, нарушений целенаправленности. Критичность мышления нарушена. Эмоциональная сфера отличается низкой дифференцированностью, бедностью и однообразием аффективных реакций. В иерархической структуре потребностей доминируют утилитарно-гедонистические побуждения. Не имеет увлечений. Ведет пассивный образ жизни. Побудительная функция мотивов ослаблена. Снижены процессы целеполагания и целедостижения.

      По характеру замкнут, тревожен, пассивен, несколько импульсивен. Ему свойственна высокая индивидуалистичность, социальная дезадаптация, шизоидный тип реагирования. К общению не стремится, не имеет друзей. Ему характерны реакции избегания, уход в себя и проявление уступчивости. В случае нарастания психоэмоционального напряжения склонен совершать импульсивно-агрессивные действия, направленные на себя или окружающих без критики последствий своего поведения.

      Диагноз: шизофрения — параноидная форма, органическое расстройство личности и поведения, суицидальное поведение. В ЭЭГ доминирует альфа-ритм (70%), правильно распределенный. Веретена слабо выражены. В лобных отведениях значительная выраженность дельта-ритма: доля периодов колебаний дельта-диапазона — 13%.

      После проведенной комплексной терапии с БАК по данным клинических наблюдений у больного заметно снизился уровень тревожности и агрессивности. Изменилось поведение: поблекла бредовая симптоматика, повысилась самооценка, появилась критика к своему поведению и окружающим, улучшилось самочувствие, настроение, восстановился сон, заметно улучшилась коммуникабельность. В ЭЭГ доминирует альфа-ритм (70%), правильно распределенный. Веретена хорошо выражены. Снизилась дельта-активность в лобных отведениях до 8-9%.

      Выписан на поддерживающую терапию и наблюдение в психоневрологический диспансер по месту жительства.

      Отдельным больным, у которых дома был благоприятный социальный фон, с целью сохранения устойчивости навыка после курса БАК, были выданы компакт-диски с персонифицированной записью биоакустических сигналов лучшего для каждого их них сеанса. Это давало им возможность продолжить поддерживающее лечение вне стационара. Исследования  показали, что навык психологической защиты у 6 больных из 17 сохранялся  до 6 — 7 месяцев. В целом у 50% больных период ремиссии сохранялся до года (более длительных наблюдений пока нет).

      У больных значительно улучшилось самочувствие и настроение, нормализовался сон, снизилась тревога, уменьшился беспомощный страх за самого себя, уменьшилось чувство одиночества. Больные стали спокойнее, мягче, возникли контакты со сверстниками, улучшилось отношение с родными. Следует заметить, что бредовые идеи у них «поблекли». При разговоре с врачом они этого не скрывают, могут обсуждать, но при этом спокойно, равнодушно.

      Таким образом, «размылся» фундамент сверхценного, происходила дезактуализация сверхценных идей. В результате проведенного курса процедур БАК у больных снизился уровень тревожного состояния, купировался страх и депрессивный синдром.

      Вероятно, в процессе сеансов БАК способность к переучиванию регулируемой функции и поведения возникает на бессознательном уровне, путем условно-рефлекторного формирования в ЦНС новой конструкции временных связей. Учитывая музыкоподобный характер звукового воздействия в методе биоакустической коррекции, можно предположить, что ведущая роль в этом процессе принадлежит правому полушарию, которое в первую очередь реагирует на интонированные акустические сигналы [8]. Через правое полушарие активируются структуры мезокортиколимбической системы и мобилизуются процессы мотивации и подкрепления. Текущая ассоциативная деятельность, связанная с положительной мотивацией фиксируется в долговременной памяти и формируется навык на возвращение к комфортному состоянию.

      Заключение

      Установлено, что у подростков с депрессивным синдромом шизофрении применение  метода биоакустической коррекции оказалось наиболее эффективным и физиологически адекватным средством психотерапевтического воздействия. При выраженной аутичности и интравертированности больных шизофренией, отсутствие директивной установки в методе биоакустической коррекции, способствовало возникновению у пациентов уверенности в том, что они могут сами, а на самом деле, с помощью этого метода, снять тревогу, страх одиночества.

      Убежденность их в приобретении  внутренней свободы, возникающей в процессе сеанса БАК, давала им возможность не тривиально решать когнитивные задачи, увеличить уровень заинтересованности, тем самым, компенсируя имеющиеся дефекты когнитивной сферы. После проведенного курса БАК у больных был выработан устойчивый навык психологической защиты, в результате чего снизился уровень тревожного состояния, купировался депрессивный синдром. Усиление интуитивного типа мышления наблюдаемое в курсе процедур биоакустической коррекции, по-видимому, вызвано активацией правого полушария. 

      Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова  2011; 12: 32-35


      • Комментарии
      Загрузка комментариев...
      Назад к списку
      Каталог
      Блог
      Покупателям
      Доставка
      Оплата
      Гос заказчикам
      Обучение
      Гарантия
      Информация
      Вопросы и ответы
      Партнеры
      Сотрудничество
      Конфиденциальность
      Использование cookie
      Компания
      О компании
      Отзывы
      Сертификаты
      Реквизиты
      Контакты
      Телефон
      8 (812) 385-58-02
      E-mail
      info@mederia.ru
      Telegram
      @mederia_dm
      © 2015 – 2023 ООО «МЕДЕРИЯ», ИНН 7811224928
      Любая информация, содержащаяся на настоящем сайте, носит исключительно справочный характер и ни при каких обстоятельствах не может быть расценена как предложение заключить договор (публичная оферта). Медерия не дает гарантий по поводу своевременности, точности и полноты информации на веб-сайте, а также по поводу беспрепятственного доступа к нему в любое время. Изображения товаров, представленные на сайте, могут отличаться от фактического вида товаров. ООО «Медерия» использует файлы cookie, с целью персонализации сервиса и повышения удобства пользования веб-сайтом. Если вы не хотите использовать файлы cookie, измените настройки браузера.