Снижение выраженности аффективных расстройств у больных с дебютом шизофрении методом биоакустической коррекции
Обследовали 17 подростков 15-17 лет в период дебюта вялотекущей шизофрении. Изучали возможность коррекции аффективных расстройств на основе непроизвольной саморегуляции психоэмоционального состояния методом биоакустической коррекции (БАК). Речь идет о методе компьютерного преобразования ЭЭГ больного в акустические сигналы. Применение метода БАК приводило к выраженному и устойчивому снижению уровня депрессии и тревоги и их соответствующих клинических проявлений.
Положительная динамика состояния больных сопровождалась реорганизацией паттерна ЭЭГ: отмечено снижение интенсивности β- и δ-индексов, увеличение мощности α-ритма, уменьшение межполушарной асимметрии. Сделан вывод: процедуры БАК способствуют формированию новых навыков состояния и поведения путем условно-рефлекторной реорганизации в ЦНС конструкции временных связей. БАК рекомендуется как эффективный и физиологически адекватный способ лечения больных шизофренией с тревожно-депрессивным синдромом в комплексной терапии.
Введение
Ведущим звеном в патогенезе развития шизофрении является наследуемая недостаточность мотивации, вызванная нарушением регуляции в системе эмоционального подкрепления. При дефиците эмоциональной и волевой сферы у больных формируется деструктивное поведение, часто сопровождаемое аффективными расстройствами. В этой связи, актуальной остается проблема компенсации аффективных нарушений, развивающихся на фоне шизофренического дефекта.
Предварительные исследования подростков, больных шизофренией с депрессивным синдромом показали низкую эффективность лечебного воздействия различных вариантов когнитивной коррекции психоэмоционального состояния методом ЭЭГ-зависимой биологической обратной связи (ЭЭГ-БОС). Несмотря на тщательный отбор больных и положительную мотивацию к процедурам ЭЭГ-БОС, подростки отказывались от продолжения лечения.
Учитывая психопатологические особенности личности больных шизофренией с депрессивным синдромом, а также с целью уменьшения доли участия когнитивных функций в коррекции аффективных расстройств, более адекватно применение методов лечения на основе непроизвольной саморегуляции состояния.
Предложен способ непроизвольной саморегуляции функционального состояния центральной нервной системы с помощью метода биоакустической коррекции (БАК). Метод основан на компьютерном преобразовании текущей ЭЭГ в акустические сигналы, что позволяет пациенту услышать «работу мозга» в реальном времени.
Сообщается об эффективности использования данного метода в клинике неврозов и психотических расстройств. Возможность непроизвольной коррекции состояния больных шизофренией с помощью метода БАК ранее не изучалась. Таким образом, цель настоящей работы заключалась в исследовании возможности коррекции аффективных расстройств у подростков с дебютом шизофрении с помощью метода БАК.
Материал и методы
Обследовано 17 подростков мужского пола (15-17 лет) с дебютом вялотекущей шизофрении (психопато-неврозоподобная форма), находившихся на стационарном лечении в Городской психиатрической больнице №3 им. И.И. Скворцова-Степанова (Санкт-Петербург). Диагноз поставлен на основании данных психологического, психиатрического и неврологического обследования. Все больные прошли курс функционального лечения с использованием процедур БАК.
Процедуры БАК проводились на основе компьютерного комплекса Синхро-С. Процедуры заключались в прослушивании больными в реальном времени акустического образа собственной ЭЭГ. Регистрация ЭЭГ проводилась по 4 каналам в точках Fp1, Fp2, O1, O2, униполярно относительно объединенных ушных электродов с частотой дискретизации 250 Гц. Акустический образ создавали на основе регистрируемой ЭЭГ путем транспонирования ее на компьютере в область слышимых частот. Следует отметить, что в соответствии с характером преобразования, звучание акустического образа ЭЭГ носило полифонический характер и, в ряде случаев, обладало выраженными музыкальными свойствами.
Полученный таким способом акустический образ ЭЭГ, в реальном времени предъявляли пациенту. Пациенту во время сеанса предлагалось только слушать «работу собственного мозга». Курс лечения БАК состоял из 7-10 процедур, длительность каждого сеанса 20 минут. Все больные имели установку на лечение. Контролем служили результаты наблюдений здоровых подростков того же возраста, полученные нами ранее. Обследование включало анализ ЭЭГ, тесты САН, Спилбергера-Ханина, Зунга, измерение латентных периодов (ЛП) сенсомоторной реакции (СМР) на визуальные и акустические сигналы.
С целью изучения особенностей и свойств внимания разработана компьютерная программа, оценивающая эффективность СМР на дифференцирование стимулов различной модальности (аудио и визуальные сигналы образного и семантического содержания), подаваемых в случайном порядке. «Круги»: в разных местах экрана появлялись желтые или зеленые круги. От больного требовалось нажать клавишу в случае появления желтого круга. «Слова»: на экране появлялись названия птиц или животных; значимый стимул – птицы.
Длительность стимула составляла 150 мс. «Правый-левый тон»: через головные телефоны предъявлялись тоны частотой 440 Гц справа или слева; значимый стимул — справа. «Два тона»: появлялась последовательность двух тонов – высокий — низкий или низкий – высокий; значимой была последовательность низкий — высокий. Межстимульный интервал во всех тестах — 1000 мс, количество предъявлений – 50 стимулов. ЛП соответствовал периоду времени от начала предъявления стимула до момента нажатия клавиши. За ошибку принималась несвоевременная двигательная реакция: ложное нажатие или пропуск.
При изучении биоэлектрической активности мозга на основе периодометрического анализа вычислялось среднее значение доли периодов колебаний ЭЭГ альфа-, бета-, тета- и дельта-диапазонов за весь сеанс, а также оценивался уровень межполушарной асимметрии периодограмм ЭЭГ лобных и затылочных отведений.
Функциональное лечение проводилось на фоне необходимой фармакотерапии (нейролептики, ноотропы, инстенон, глицин, витамины). Занятия проводились в первой половине дня, нейролептики на это время исключались.
Статистический анализ проводился с использованием программного пакета «STATISTICA». Оценка достоверности вычислялась по t- критерию Стьюдента.
Результаты и обсуждение
Обследование, проведенное перед началом лечения, выявило у пациентов сохранность сознания, отсутствие бреда и обманов восприятия, правильную ориентацию в месте, времени, собственной личности. Подростки жаловались на плохое настроение, сложные отношения с родными, особенно с матерью, страхи и ночные кошмары. Они были эмоционально неустойчивы, конфликтны, ранимы к критике в свой адрес.
Паттерн поведения у подростков с депрессивным синдромом базировался на чувстве устойчивой тревоги, снижение уровня эмоциональной и волевой сферы при относительно сохранном интеллекте. Они остро переживали внезапно возникшее чувство одиночества, собственной неполноценности, состояния беспомощности. Больные не могли сами решить проблему своих переживаний. У них не было желания продолжать работу, учебу.
Имеющиеся расстройства приводили к развитию деструктивного поведения – алкогольная и наркотическая зависимость, «выученная беспомощность», суицидальные мысли. В тесте Спилбергера-Ханина выявлена умеренная реактивная (36-40 баллов) и высокая личностная (44-58 балла) тревожность. Уровень депрессии составил 41-53 ед. по шкале Зунга. Субъективная оценка времени (1 мин) равнялась 25-30 с (норма 40-50 с).
По данным компьютерного анализа ЭЭГ в начале лечения с БАК в лобных отведениях отмечалась значительная выраженность доли дельта-ритма (до 28 %) и тета-ритма (до 40%). Индекс альфа-ритма до 52% в затылочном отведении и до 35% в лобном отведении. В паттерне ЭЭГ у всех больных выявлено искажение альфа-веретен медленноволновыми колебаниями тета- и дельта-диапазонов. Интенсивность бета-ритма в лобных отведениях достигала 28%.
Имелась также выраженная межполушарная асимметрия (снижена амплитуда БЭА мозга больше в левом полушарии), особенно в передних отделах мозга, что согласуется с концепцией о дисфункции левого полушария при шизофрении. Полученные результаты свидетельствуют о снижении уровня активации (таламо-кортикальная дизрегуляция).
Имеющиеся аффективные расстройства (тревога, страх, депрессия), по-видимому, обусловлены дефицитом положительной мотивации, вызванной нарушением в системе управления мезокортиколимбических структур мозга. Нарушения в сфере эмоционального подкрепления приводило к рассогласованию системных механизмов регуляции ЦНС (внимание, память, интеллект, поведение), к развитию шизофренического дефекта. Дисфункция таламокортикальных структур приводила к нарушению когнитивной сферы. Нами проведен анализ состояния психических процессов по основным свойствам функции внимания измеренным в сенсомоторной реакции (СМР).
Установлено, что наиболее сложными задачами для испытуемых оказались дифференцирование акустических и визуальных слов, и умение правильно различать последовательность тонов. В этих тестах у больных шизофренией наблюдается существенное увеличение значений ЛП и (или) наибольшее количество ошибочных реакций. Можно заключить, что дисфункция селективного внимания является значимым маркером патогенеза шизофрении.
Выявлено, что в психической сфере у большинства подростков мышление конкретное, без выраженных структурных нарушений. Пословицы и поговорки трактуют в основном правильно. Интеллект соответствовал полученному образованию и воспитанию. По результатам тестов на запоминание слов, исключение лишнего понятия, арифметический счет, отсутствовало затруднение в активном и отсроченном запоминании, имелся высокий уровень абстрагирования.
В тоже время обнаружена нечеткость и непоследовательность суждений, нарушения целенаправленности и логического строя мышления и его критичности. Они не имели конструктивных способов эмоциональной разрядки, склонны к уходу от реальности (с помощью алкоголя, наркотиков), к суицидам. К своему состоянию и поведению некритичны.
Наличие в исходной фоновой ЭЭГ в начале сеансов БАК высокой интенсивности медленной активности, слабо выраженного альфа-ритма, сохранение высокой интенсивности тета-активности свидетельствует об онтогенетической незрелости механизмов саморегуляции ЦНС.
Ранее этот факт был обнаружен нами у подростков с девиантным поведением, когда при сниженной выраженности альфа-ритма увеличивалась интенсивность тета-ритма, как проявление неспецифического механизма компенсации в адаптивной регуляции функций. У больных подростков в исходном состоянии имелась выраженная асимметрия ритмической структуры ЭЭГ.
В курсе процедур БАК выявлена реструктуризация БЭА головного мозга. Показано, что среднее значение дельта-активности у 8 человек в точках Fp1, Fp2 снизилось с 15,3±4,4 до 12,2±3,1% (p<0,05). В затылочных отведениях дельта-активность снизилась с 4,6±2,5 до 2,9±1,3% (p<0,01). В диапазоне альфа-ритма значительный рост интенсивности обнаружен в затылочных отведениях с 56,6±11,0 до 64,0±12,2% (p<0,05).
В лобных отведениях интенсивности альфа-ритма практически не изменилась: 35,5±6,4 в начале и 36,7±10,4% в конце курса процедур БАК. Достоверное снижение бета-активности было зарегистрировано в затылочных отведениях с 20,7±9,0 до 15,6±7,8% (p<0,05) и в лобных отведениях с 29,97±9,5 до 23,0±7,7% (p<0,01). В области тета-ритма в лобных отведениях отмечалось увеличение интенсивности с 23,4.±4,2 до 26,6.±4,6 % (p<0,02), в затылочных отведениях уменьшение c 17,2±5,6 до 14,2.±3,8% (p<0,05). Уровень межполушарной асимметрии БЭА мозга, оцененный по разнице периодограмм ЭЭГ справа и слева, уменьшился с 17,4±4,8 до 11,2±1,3% (p<0,01) в лобных отделах и с 24,5±14 до 18,7±8,4% (p<0,05) в затылочных отделах головного мозга.
Таким образом, в результате непроизвольной биоакустической коррекции наблюдалась отчетливая функциональная реорганизация паттерна ЭЭГ: увеличение мощности альфа-ритма, уменьшение бета- и дельта-активности, уменьшение межполушарной асимметрии.
При анализе изменений функции внимания найдено укорочение латентного периода СМР на зрительное восприятие слов и на последовательность тонов, достоверное снижение количества ошибочных реакций наблюдалось в тесте на акустические слова и, также, на последовательность тонов.
Положительная динамика при анализе когнитивных процессов подтвердилась также в результатах изменения состояния пациентов и по данным клинических наблюдений. У больных заметно улучшилось самочувствие, настроение, повысилась самооценка, снизился уровень тревожности, улучшился сон. Появилась критика к своему поведению. В целом, процедуры прослушивания звукового образа собственной ЭЭГ способствовали положительной трансформации психоэмоционального состояния пациентов.
Для иллюстрации приведем пример больного с дебютом шизофрении с депрессивным синдромом.
Клинический пример: Н-в С.О, 16 лет. Наследственность отягощена шизофренией со стороны дяди по линии матери, алкогольная зависимость. Актуальное состояние характеризуется пониженным настроением, напряженностью, тревожностью, апатичностью, эмоциональной сглаженностью, однообразностью и недостаточной адекватностью аффективных реакций. Внимание истощаемое по органическому типу.
Общий темп психической деятельности замедлен. В мышлении выявляются признаки структурных нарушений, затрагивающих его операциональный компонент, в виде искажения процессов обобщения с периодической опорой на отдаленные и латентные признаки понятий при осуществлении операций сравнения. Динамический компонент в виде неустойчивости уровня обобщений при выполнении равнозначных по сложности заданий и операций.
Мотивационный компонент мышления в виде нечеткости суждений, разноплановости, нарушений целенаправленности. Критичность мышления нарушена. Эмоциональная сфера отличается низкой дифференцированностью, бедностью и однообразием аффективных реакций. В иерархической структуре потребностей доминируют утилитарно-гедонистические побуждения. Не имеет увлечений. Ведет пассивный образ жизни. Побудительная функция мотивов ослаблена. Снижены процессы целеполагания и целедостижения.
По характеру замкнут, тревожен, пассивен, несколько импульсивен. Ему свойственна высокая индивидуалистичность, социальная дезадаптация, шизоидный тип реагирования. К общению не стремится, не имеет друзей. Ему характерны реакции избегания, уход в себя и проявление уступчивости. В случае нарастания психоэмоционального напряжения склонен совершать импульсивно-агрессивные действия, направленные на себя или окружающих без критики последствий своего поведения.
Диагноз: шизофрения — параноидная форма, органическое расстройство личности и поведения, суицидальное поведение. В ЭЭГ доминирует альфа-ритм (70%), правильно распределенный. Веретена слабо выражены. В лобных отведениях значительная выраженность дельта-ритма: доля периодов колебаний дельта-диапазона — 13%.
После проведенной комплексной терапии с БАК по данным клинических наблюдений у больного заметно снизился уровень тревожности и агрессивности. Изменилось поведение: поблекла бредовая симптоматика, повысилась самооценка, появилась критика к своему поведению и окружающим, улучшилось самочувствие, настроение, восстановился сон, заметно улучшилась коммуникабельность. В ЭЭГ доминирует альфа-ритм (70%), правильно распределенный. Веретена хорошо выражены. Снизилась дельта-активность в лобных отведениях до 8-9%.
Выписан на поддерживающую терапию и наблюдение в психоневрологический диспансер по месту жительства.
Отдельным больным, у которых дома был благоприятный социальный фон, с целью сохранения устойчивости навыка после курса БАК, были выданы компакт-диски с персонифицированной записью биоакустических сигналов лучшего для каждого их них сеанса. Это давало им возможность продолжить поддерживающее лечение вне стационара. Исследования показали, что навык психологической защиты у 6 больных из 17 сохранялся до 6 — 7 месяцев. В целом у 50% больных период ремиссии сохранялся до года (более длительных наблюдений пока нет).
У больных значительно улучшилось самочувствие и настроение, нормализовался сон, снизилась тревога, уменьшился беспомощный страх за самого себя, уменьшилось чувство одиночества. Больные стали спокойнее, мягче, возникли контакты со сверстниками, улучшилось отношение с родными. Следует заметить, что бредовые идеи у них «поблекли». При разговоре с врачом они этого не скрывают, могут обсуждать, но при этом спокойно, равнодушно.
Таким образом, «размылся» фундамент сверхценного, происходила дезактуализация сверхценных идей. В результате проведенного курса процедур БАК у больных снизился уровень тревожного состояния, купировался страх и депрессивный синдром.
Вероятно, в процессе сеансов БАК способность к переучиванию регулируемой функции и поведения возникает на бессознательном уровне, путем условно-рефлекторного формирования в ЦНС новой конструкции временных связей. Учитывая музыкоподобный характер звукового воздействия в методе биоакустической коррекции, можно предположить, что ведущая роль в этом процессе принадлежит правому полушарию, которое в первую очередь реагирует на интонированные акустические сигналы [8]. Через правое полушарие активируются структуры мезокортиколимбической системы и мобилизуются процессы мотивации и подкрепления. Текущая ассоциативная деятельность, связанная с положительной мотивацией фиксируется в долговременной памяти и формируется навык на возвращение к комфортному состоянию.
Заключение
Установлено, что у подростков с депрессивным синдромом шизофрении применение метода биоакустической коррекции оказалось наиболее эффективным и физиологически адекватным средством психотерапевтического воздействия. При выраженной аутичности и интравертированности больных шизофренией, отсутствие директивной установки в методе биоакустической коррекции, способствовало возникновению у пациентов уверенности в том, что они могут сами, а на самом деле, с помощью этого метода, снять тревогу, страх одиночества.
Убежденность их в приобретении внутренней свободы, возникающей в процессе сеанса БАК, давала им возможность не тривиально решать когнитивные задачи, увеличить уровень заинтересованности, тем самым, компенсируя имеющиеся дефекты когнитивной сферы. После проведенного курса БАК у больных был выработан устойчивый навык психологической защиты, в результате чего снизился уровень тревожного состояния, купировался депрессивный синдром. Усиление интуитивного типа мышления наблюдаемое в курсе процедур биоакустической коррекции, по-видимому, вызвано активацией правого полушария.
Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова 2011; 12: 32-35
- Комментарии