Управление стрессом и оптимизация работы в школе
Известно, что биологическая обратная связь (БОС) является эффективным средством терапии для людей, имеющих связанные со стрессом проблемы. В Тель-Авивском центре психического здоровья предпринята попытка по применению БОС-методов в больших группах людей, с целью добиться более глубоких изменений в области здоровья и качества жизни. За последние несколько лет в Израиле разработана программа, направленная на стимуляцию управления стрессом при работе с группами приблизительно по 20 детей. Главная концепция этой программы — объединение физиологических и когнитивно-поведенческих методик (на которое дети реагируют) в один метод управления стрессом.
Недавнее исследование показало, что в Израиле возрастает процент молодежи, подверженной стресс-зависимым состояниям и поведению, физическому и психическому стрессу, потреблению наркотиков и алкоголя; с чувством отчуждения, низкой самооценкой и потерей смысла жизни. Наша программа все это принимает во внимание.
Также программа включает БОС-методики, которые могут быть использованы в группах без применения дорогих приборов. Однако мы считаем, что БОС -привлекательное и важное средство для детской мотивации, являющейся важной составляющей успеха программы.
Программа основана на принципах и указаниях терапевтического метода, названного нами «познавательная психофизиотерапия». Познавательная психофизиотерапия — это объединенный метод, который соединяет в себе познавательные и физиологические элементы жизненного опыта пациента. Психофизиотерапия помогает наглядно показать концепции и методики познавательно-поведенческой терапии (ППТ), обучить им и усилить их, а также возмещает часто недостающий в ППТ элемент опыта. Однако обстановка класса предназначена для обучения, а не для психотерапии. Работая непосредственно над управлением стрессом, стараясь удалить ненужные психические блоки и негативный накопленный опыт, мы все время имеем в виду педагогическую идею Платона: «Учителю следует не навязывать ученикам знания, а помогать им реализовать или раскрыть их потенциальные возможности». Поэтому главным средством улучшения достижений может быть управление стрессом за счет выработки пластичности внутреннего и внешнего внимания.
Цели программы
- Усилить осознание школьниками того, как в классной обстановке вызывается и накапливается стресс, и предложить им способ справляться со стрессом.
- Заменить постоянно высокий уровень тревожности, настороженности или, наоборот, апатию на гибкую готовность, находчивость.
- Помочь школьникам обрести равновесие между напряжением и релаксацией в атмосфере класса.
В качестве результатов работы по программе мы надеемся
- Положительно повлиять на взаимоотношения школьников, их общую мотивацию, академические и спортивные достижения, сосредоточенность, атмосферу соревнования, проявления жестокости, экзаменационную тревогу и участие в классной работе.
- Научить справляться со стрессом в качестве профилактического психологического средства, заменяющего индивидуальную психотерапию, которая понадобилась бы в ином случае.
Программа имеет четыре уровня: детский сад, начальная школа, неполная средняя школа и средняя школа. Детей на каждом уровне учат поведенческой физиологии в сочетании с когнитивными методами, адаптированными к их фактическому уровню развития, что дает им возможность улучшить способность справляться со стрессом, а также повысить соответствующий возрасту уровень выполнения заданий.
Общее описание используемых программ и методик
Детский сад: обучение и тренировка «гибкому, пластичному осознанию и готовности» как способа справляться с трудностями с целью предотвращения развития «хронической настороженности». Чтобы научить абдоминальному дыханию и прогрессивной релаксации, используется множество игр. Подвижные игры помогают детям приобрести гибкую готовность. Программа вводится в работу педагогом-психологом, а затем учитель продолжает ее использование и развитие в течение учебного года.
Начальная школа: 12 сеансов (каждый сеанс один академический час) и два завершающих сеанса. Четыре ступени: осознание; понимание и познание; полезная для здоровья реакция; подкрепляющие навыки.
Эта программа включает:
- Обучение теоретическим основам по детским книгам по управлению стрессом.
- Использование простых компьютеризованных БОС-приборов (по частоте сердечных сокращений, кожно-гальванической реакции и периферической температуре) для определения высоких уровней физиологической тревожности и наблюдения за стрессом, главным образом в школьной обстановке, чтобы в конечном счете справиться с упреждающей тревогой и страхом публичного выступления.
- Преодоление когнитивных ошибок когнитивными и релаксационными методами.
- Работа с методиками по выработке пластичности внимания и их применимости к достижению академических и спортивных успехов. Все методики были приспособлены к этому возрасту.
- Неполная средняя школа: 8 сеансов для учеников, которые уже закончили предыдущую программу (в противном случае полная программа из 14 сеансов).
Этот план включает следующее:
- Тренировка в рамках ранее отработанных методик и навыков, приспособленных к данному возрасту.
- Подкрепление когнитивных методик: ссылки на ABC-модель Эллиса [1].
- Работа по сосредоточенности внимания и новым методикам, обучающим, как справляться с двойственными и сложными задачами.
- Использование методик по релаксации и сосредоточиванию внимания для улучшения атмосферы в классе.
- Управление стрессом, который вызывается телесными образами и сексуальностью.
- Обучение элементарным правилам поддержания хорошего физического здоровья.
Средняя школа: 14—16 сеансов, соответствующих 4 ступеням программы начальной школы. Дается гораздо больше знаний относительно следующего:
- Взаимоотношения ум — тело.
- Физиология стресса.
- Когнитивные ошибки и когнитивное умение справляться с ними.
- Уверенность в себе.
- Углубление релаксации и медитации.
- Подготовка к стрессу взрослой жизни и жизни в обществе (в Израиле основной стресс — это приближающийся срок военной службы).
- Преодоление боли.
В настоящее время программа рассматривается Израильским Министерством образования для утверждения ее в качестве дополнительной программы в школе. Обучены 35 педагогов-психологов для внедрения этой программы в школах. Мы основали школу для обучения управлению стрессом в системе образования. Участники — школьные советники, учителя, медицинские сестры. Обучение (40 часов, после которых проводится работа под наблюдением) включает самотренировку, методики по управлению стрессом, теоретические основы стресса и его связи с уровнем работоспособности и методиками по оптимизации работоспособности.
Будет изучена эффективность программы. Мы ищем школу в США для параллельной работы по израильской программе. Везде проявляется огромный интерес к программе. Похоже, что система образования с нетерпением ждет такую программу. Школьники, которые уже участвовали в программе, были очень увлечены ею, их привлекла биологическая обратная связь. Мы использовали простой и дешевый прибор с кожно-гальванической обратной связью с привлекательной программой для детей и подростков. Школы могут приобрести десять приборов и установить их в компьютерном классе. У школ есть бюджетные проблемы, касающиеся этой программы, но в ближайшем будущем учителя доработают программу, сделав ее более доступной для многих школ. Мы планируем добавить нейробиологическую обратную связь в некоторых школах для учеников с дефицитом внимания и неспособностью к обучению.
Автор: Л.Хамиель, профессор, Израильская ассоциация прикладной психофизиологии и биологической обратной связи, Тель-Авив, Израиль
- Комментарии