Задержка речевого развития
Речь является основной способностью человека передавать информацию. Использовать речевой аппарат ребенок учиться с рождения. Поначалу это крики, затем появляются отдельные звуки, слога и слова. Однако подобная схема не всегда происходит, возникают нарушения развития речи, которые считается заболеванием.
Причины
У этого вида заболевания существует ряд причин. Они могут быть как физическими, так и психологическими. Определив основную проблему, можно помочь ребенку преодолеть ее и развить речь до нормального уровня.
К физическим отклонениям можно отнести:
- Недоразвитость аппарата речи (язык, губы, связки, мягкое небо);
- Патология внутренних органов (мозг, слух, зрение);
- Травмы и инфекции;
- Ряд заболеваний (ДЦП, синдром Дауна);
- Наследственную предрасположенность к данному отклонению.
Что же касается психологических моментов, то они более разнообразны и сложны:
- Трудности с родителями (многоязычность, избыточность информации, невнятная речь в окружении ребенка);
- Чрезмерная опека или наоборот отсутствие внимания со стороны мамы или папы (обоих родителей одновременно);
- Частые стрессовые ситуации и постоянное психологическое напряжение.
Симптомы
Отклонение в развитии у ребенка можно заметить с первых дней жизни, когда доречевой отрезок времени проходит с отклонениями. В норме ребенка должен реагировать на голос родных и их появление улыбкой, плачем или иными звуками показывая свое внимание.
Дальнейшие сбои заметить легче. Они будут проявляться в невозможности ребенка (от полутора до двух лет) выполнять простые просьбы или не выговаривать слова, не определять членов семьи. В старшем возрасте это не контактность со сверстниками, неспособность формировать короткие фразы или говорить только заученными, неосознанными предложениями.
Если у ребенка обнаруживается один из перечисленных выше симптомов, то следует обратиться к врачу-педиатру за консультацией.
Лечение
После прохождения полного обследования и выявления причины, доктор должен назначит курс лечение, который может включать в себя:
- Принятие определенных медикаментов, которые стимулируют работу нейронных связей в мозге.
- Проведение физиотерапевтических процедур, которые помогают восстановить работу некоторых центров в мозге.
- Психологическое воздействие. Оно осуществляется в комплексе с медикаментозным лечением. Помимо химического воздействия препаратов, специалист будет проводить необходимые занятия по реабилитации и восстановлению речи.
- Упражнения, которые ребенку предоставляются в игровой форме и проводятся как врачом-дефектологом, так и родителями. Извлечение различных звуков, специальные действия органами речи (губами, языком) и их массаж, а также развитие мелкой моторики поможет маленькому человеку быстрее освоить такую сложную способность тела как речь.
- Внимательное отношение к развитию ребенка предупредит проблемы с его здоровьем в дальнейшем.