Элементы развития речи дошкольников в домашних условиях

Элементы развития речи дошкольников в домашних условиях

Речь, как способ общения и социализации дошкольника, имеет неоценимое значение. Занятия данного направления проводятся в учреждениях разного характера дошкольного развития. Однако принципиальное значение имеет продолжение, активизация этой деятельности дома, с родными и близкими ребенку людьми, с мамой.

Ведь им ребенок особо доверяет, рядом с ними расслабляется и не испытывает страха и неуверенности. Если родители не будут лениться, то даже при минимуме усилий можно достичь позитивного результата.

Речь взрослых – образец для ребенка

Часто ли родители задумываются над тем, а грамотна ли их собственная речь? И только впоследствии, замечая подражания ребенка (сказал, как папа), сами себе делают замечания.

Поэтому первым правилом может стать умение следить за собственной речью, ее грамматической правильностью, богатством словаря. Как можно чаще разговаривать с ребенком, обсуждать с ним повседневные проблемы, обязательно отвечать на все его вопросы – самый лучший домашний тренинг.

Здесь главное – не бездействовать, не «отмахиваться» от ребенка, даже если вопросов много. Тембр голоса обязательно должен быть спокойным и ровным, доброжелательным и неторопливым.

Сказка – ложь да в ней – намек…

Немаловажная роль в развитии детской речи принадлежит художественной литературе. В каждой семье детям обязательно читают сказки. А если не просто прочитать, а заинтересовать так нравящимися ребенку играми на эту тему?

При неоднократном прочтении какой-либо сказки попросить ребенка, останавливаясь в разных местах, «подсказать словечко», а иногда и целое предложение. А дети постарше могут уже вместе с мамой придумать окончание сказки или новую версию завершения. Поменять героев местами, добавить новое действующее лицо.

В перспективе – создание (придумывание) собственных историй, сказок, небылиц. Фантазируя, проговаривая все это, дети заметно обогащают собственную связную речь. Подобного эффекта можно достичь, разыгрывая домашние сценки – спектакли на интересные малышам темы. Это широкое поле деятельности в вопросе развития выразительности речи и эмоциональности.

Все занятия с мамой и другими близкими людьми должны нравиться ребенку, вызывать живой интерес, желание продолжить и повторить. Именно домашние знают привычки, настроения ребенка и имеют к нему более теплый подход, чем порой в детских учреждениях.

Слова разные и красивые

Чтобы у ребенка в словаре появлялись новые слова и фразы, он как минимум должен их часто слышать и осознавать. Помочь ему в этом может совместное с близкими рассматривание картинок, новых игрушек, комментарии своих действий, игры.

В речи малышей обычно присутствуют существительные и глаголы, но гораздо меньше прилагательных. Родители могут помочь этот пробел восполнить с помощью разнообразных несложных игр и занятий.

Эффективны даже простые вопросы «какая», «какой» и побуждение к ответу. А можно, наоборот, назвать несколько прилагательных и спросить: «Что это? Кто это?» Например, «маленькая, хвостатая, серая – кто это?»

Для развития монологической речи хорошо побуждать малышей рассказать о маме, друге, игрушке, о том, что видел на улице… Ненавязчиво подсказать ключевые слова, дать образец рассказа, заинтересовать, вместе улыбнуться.

На обыкновенной прогулке, по пути, в дороге хорошо заинтересовать малыша простыми интересными играми. Такими, например, как: «Назови наоборот», «Придумай рифму», «Назови одним словом», «Закончи предложение» и др.

Дикция и звуковая сторона речи

Существует множество несложных игр и занятий для совершенствования звуковой стороны детской речи дома. Их можно найти в разных источниках. Главный принцип – повседневная артикуляционная гимнастика, включающая упражнения для развития движений языка, губ, неба.

Главный способ здесь – показывание мамой и повторение ребенком. Все это производится в игровой увлекательной форме, ненавязчиво и недлительно. Очень нравится детям перед зеркалом выполнять разные манипуляции, например, «показать бегемота» и т. д.

Множество интересных упражнений разработано, например, с так любимым детьми «чупа-чупсом». Надо только дерзать, находить и воплощать. Результат не преминет ждать. Это станет заметно по речи детей.

Почему ребенку иногда не хочется заниматься с родителями? Возможно, их занятия слишком затянуты. Лучше сократить время. А может быть, сменить тему? Что больше нравится ребенку?

Неплохо спросить его об этом. А если ему скучно, использовать юмор, смех, игру. Не ругать его, а советовать и советоваться с ним. Выслушивать его мнение заинтересовано, чаще хвалить, доверять, быть партнерами, друзьями!

Меню