Использование биологической обратной связи в процессе психолого-педагогического сопровождения матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Биологическая обратная связь

В статье рассматриваются проблемы повышения эффективности психологопедагогического сопровождения матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями. Использование технологии биоуправления способствует развитию навыков саморегуляции, повышает адаптационные возможности матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями.

Рождение ребенка с нарушениями развития увеличивает физическую и психологическую нагрузку на ближайшее окружение малыша. Известно, что социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) напрямую зависит от грамотного родительского, прежде всего, материнского поведения.

В научно-методической литературе подчеркивается, что матери, воспитывающие ребенка с ОВЗ, независимо от характера патологии, имеют те или иные внутриличностные проблемы. Они часто подавлены и переживают чувство вины из-за рождения аномального ребенка, испытывают социальную изоляцию, а чрезмерная погруженность в воспитание больного ребенка приводит к фрустрации их базовых потребностей.

Снижается эмоциональный фон матерей, наблюдаются субдепрессивные расстройства, а вследствие этого ухудшается и качество жизни. Подавляющая часть матерей испытывают острую необходимость в квалифицированном психолого-педагогическом сопровождении.

Одним из направлений эксперимента, проведенного на базе Центра детского развития г. Орла, являлось развитие навыков саморегуляции, повышение резистентности к стрессовому воздействию, уменьшение депрессивного состояния матерей, воспитывающих детей с ОВЗ.

С целью оценки тяжести депрессии матерей, воспитывающих детей с ОВЗ, и ее динамики в процессе терапии использовалась шкала Монт-гомери-Асберга (MADRS). Оценить субъективные признаки самоощущения испытуемых позволил опросник САН (самочувствие, активность, настроение) [9].

В эксперименте приняли участие 20 матерей, воспитывающих детей с ОВЗ (нарушение слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, расстройства аутистического спектра, комплексные нарушения психофизического развития).

Результаты тестирования по шкале MADRS позволили сделать вывод о том, что у большинства матерей (80%), воспитывающий детей с ОВЗ, депрессия средней степени (26-30 баллов), у части испытуемых (10%) — депрессия тяжелой степени (свыше 30 баллов). Испытуемых с легкой депрессией и нормальным состоянием не выявлено.

Тест САН продемонстрировал у всех испытуемых неудовлетворительное самочувствие, низкую активность и плохое настроение (< 4 баллов по всем шкалам).

С целью повышения эффективности психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающего ребенка с ОВЗ, использовался метод компьютерного ЭЭГ биоуправления основанный на принципе биологической обратной связи (БОС).

Терапия аффективных расстройств является относительно новой областью применения электроэнцефалографического тренинга. Курс альфа-сти-мулирующего тренинга проводился с помощью программно-аппаратного комплекса Бослаб, разработанного специалистами ГУ НИИ молекулярной биологии и биофизики Сибирского отделения Российской Академии медицинских наук.

Перед началом курса исследовалась биоэлектрическая активность головного мозга для определения оптимального места наложения электродов и диапазона альфа-ритма, поскольку обязательным условием проведения электроэнцефалографического тренинга являются правильно выставленные диапазоны ритмов ЭЭГ. Для этой цели делалась проба закрытые/открытые глаза. Тестирование проводилось по двум каналам ЭЭГ.

Мониторирование электрической активности выявило у всех испытуемых дефицит альфа-активности в правой лобной доле и преобладание альфа-активности в левой лобной доле (при биполярном монтаже электродов в отведениях F4-C4 и Б3-С4).

Преобладание альфа-активности в правой лобной доле предрасполагает к развитию позитивных эмоциональных реакций, а доминирование альфа-активности в левой лобной доле предрасполагает к развитию депрессивных состояний. Депрессивного пациента можно обучить перераспределять альфа-активность, таким образом, чтобы правая лобная доля становилась более альфа-активной. При этом снижается глубина депрессии.

Курс терапии методом БОС состоял из 15 сеансов. Занятия проводились индивидуально, с частотой 2-3 раза в неделю. Первые 3-5 сеансов были обучающими. На следующих этапах выполнялись задания нарастающей сложности по увеличению уровня контролируемого параметра (индекса мощности альфа-ритма).

Испытуемым предлагалось с закрытыми глазами увеличивать частоту возникновения сигнала обратной связи (то есть увеличивать альфа-активность) в течение 30-минутной сессии. В случае усталости испытуемого продолжительность сессии уменьшалась. Порог возникновения сигнала обратной связи устанавливался перед началом сеанса таким образом, чтобы альфа-активность исходно превышала его в 30% случаев. Положение электродов при проведении альфа тренинга: двухвостый датчик крепился в точках F4-O2.

Для достижения цели тренинга испытуемые использовали различные стратегии:

  • Техника Цигун (пациенты концентрировали внимание на чувстве прохождения энергии по каналам тела).
  • Техника аутогенной тренировки.
  • Создание динамических позитивных образов (Пенистон и Кулькоски).
  • «Свободный метод».

Испытуемым предлагалось свободно изменять предложенные методы.

В результате тренинга в подгруппе испытуемых с депрессией средней степени произошло перераспределение альфа-активности в сторону правого полушария, которое сопровождалось позитивными изменениями данных психологического тестирования. Показатели редукции шкалы MADRS составили в среднем 52%. Существенные положительные изменения были в тестах САН — значительное улучшение показателей самочувствия (на 45%) и настроения (на 60%). Полученные данные свидетельствуют о повышении адаптационных возможностей испытуемых на фоне проводимого курса БОС-терапии.

В подгруппе испытуемых с депрессией тяжелой степени показатели редукции шкалы MADRS оказались невысокими и составили в среднем 24%. Динамика психологических параметров в исследуемой подгруппе свидетельствует о некотором увеличении субъективных показателей активности и настроения по опроснику САН (на 25% и 12%), что отражает увеличение способности к социальной адаптации испытуемых.

Таким образом получены положительные результаты по редукции депрессивной симтоматики. Наибольшую эффективность метод БОС-терапии продемонстрировал в подгруппе пациентов с депрессией средней степени.

Автор: Макарова Ольга Валентиновна К. п.н, доцент, Орловский государственный университет, доцент кафедры технологий психолого-педагогического
и специального образования

Источник: Научная библиотека КиберЛенинка

Меню