НУЗ «Дорожная клиническая больница на станции Саратов-II ОАО «РЖД» является одним из старейших лечебно-профилактических учреждений города и области (год основания – 1909). Сегодня Дорожная клиническая больница — многопрофильное стационарно-поликлиническое объединение, включающее стационар, стоматологическую и 5 взрослых поликлиник, женскую консультацию, отделение переливания крови, консультативно-диагностический центр для детей, центр восстановительной медицины и реабилитации, отделение скорой медицинской помощи и другие подразделения.
Профессиональная деятельность работников локомотивных бригад (РЛБ) требует постоянной ответственности, готовности к деятельности в экстремальных условиях или нестандартных ситуациях, оперативности в решениях и действиях, что ведет к постоянным нервно-психическим перегрузкам и приводит к постепенному разрушению здоровья и патологическим изменениям в организме.
От таких факторов, как умение управлять своим поведением, регулировать психическое состояние зависит не только личная карьера, но и во многом успех дела во всей организации.
Часто ошибки машиниста при управлении поездом являются следствием психологического стресса, различного происхождения.
Результат стресса — это утомление, т.е. постепенное ухудшение способности человека к выполнению своих обязанностей, что может проявиться в ухудшении качества работы, неточности, утраты желания добиться успеха, к эмоциональному выгоранию.
Организм человека — поразительно самоуправляемая, само восстанавливающаяся система. Способность успокаиваться и глубоко расслабляться дана каждому с рождения. Обучая работников локомотивных бригад достигать состояния релаксации — расслабления скелетных мышц, успокоения эмоциональной сферы и успокоения разума с помощью аутогенной тренировки предлагали также освоить и метод биоуправления с помощью которого научиться достигать состояния релаксации, управляя важнейшими физиологическими параметрами — сердечным ритмом.
В ноябре 2014 года в лаборатории ПФО была установлена программа «Лечебно-профилактические игры для обучения релаксации методом биоуправления» (БОС).
За время использования психологами психофизиологической лабораторией НУЗ ДКБ на ст. Саратов – 2 программы БОС (биоуправления), прошли обучение 346 человек – 55% (общее количество РЛБ ТЧэ-11 – 623 человека);
- 195 человек (56%) — показали умение управлять своим эмоциональным состоянием;
- 113 человек (33%) улучшили и закрепили навыки саморегуляции;
- 38 человека (11%) находятся в процессе обучения аутогенному методу саморегуляции и биоуправления (Рис. 1).

Рис.1. Сведения о количестве РЛБ, прошедших обучение по программе БОС по лаборатории психофизиологического обеспечения НУЗ ДКБ на ст. Саратов-2 ОАО «РЖД» (ТЧэ-11)
В данном случае метод БОС выступил и как диагностический инструмент — выявлены работники испытывающие трудности в усвоении методов саморегуляции. С данной группой работников психолог проводит дополнительную диагностику, выясняет с чем связаны трудности, проводит восстановительные (коррекционные) мероприятия.
При прохождении ПРМО в случаях выявления у РЛБ величин артериального давления или частоты пульса, отличных от установленных индивидуальных допустимых показателей гемодинамики фельдшер отстраняет работника от рейса, направляет на прием к цеховому терапевту, в свою очередь который проводит необходимое обследование, при необходимости направляет на прием к психофизиологам НУЗ ДКБ для прохождения расширенного психофизиологического обследования и психокоррекционных мероприятий.
За 2014 год в результате прохождения ПРМО были отстранены 67 работников локомотивных бригад (общее количество РЛБ ТЧэ-11 – 628 человек), что составляет 10,6%.
В результате установления и применения программы БОС количество отстранений уменьшилось — за 9 месяцев 2015 года были отстранены всего 10 работников локомотивных бригад (общее количество РЛБ ТЧэ-11 – 623 человек), что составляет 1,6% (рис. 2).

Рис.2. Сведения об отстранениях от рейса РЛБ за 2014 и 2015 г. (причина отстранения – «пульс вне нормы» и «АД вне нормы»)
Большинство РЛБ отдают предпочтения играм «Вира» и «Стрелок» и отмечают, что после прохождения обучения управлением своим физиологическим параметром — сердечным ритмом (пульсом), при прохождении предрейсового медицинского осмотра не испытывают прежних трудностей в виде эмоционального напряжения, стали более уверенными в себе, своих навыках в управлении собственными эмоциями в различных стрессовых ситуациях.
Психологами лаборатории НУЗ ДКБ успешно используется метод БОС для обучения РЛБ техникам управления физиологическими функциями – нормализации сердечного ритма, снятия мышечного напряжения, а также для развития навыков быстрого восстановления после психоэмоциональных и физических нагрузок. Для закрепления успешного результата требуется более длительная и постоянная работа с работниками локомотивных бригад.
Авторы: Дзюба Елена Валериевна — начальник психофизиологической лаборатории и Захарова Наталия Владимировна — заместитель главного врача по поликлиническому отделу.
Благодарим авторов за предоставленную информацию и приглашаем наших российских и зарубежных коллег поделиться своими наработками в области применения биологической обратной связи.