Использование средств технологии биоуправления «Бослаб ЛОГО» по коррекции речевых нарушений у дошкольников

Использование средств технологии биоуправления

Статья посвящена коррекции нарушений речи средствами технологии биоуправления. Результатом ее применения являются: организация фонационного дыхания, формирования навыков четкой артикуляции и произнесения, формирование интонационной выразительности речи, стабилизация темпа ритма речи, преодоление логофобии.

Одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей. Необходимость ее решения определяется, во-первых, тем, что речевые нарушения часто встречаются в дошкольном возрасте. Во-вторых, своевременное проведение коррекционной работы позволит устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе.

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий в образовании, в частности применение компьютерного биоуправления БОСЛАБ- ЛОГО, которое решает диагностические и коррекционные задачи:

1. Диагностика функции речи, ее качества.

2. Коррекция следующей патологии речи:

  • Нарушение речи и голоса различного генеза;
  • Заикания различной степени;
  • Афазии; алилии;
  • Дизартрии и дислалии;
  • Ринолалии и ринофонии;
  • Нарушения темпа речи;
  • Речевой тревоги (логофобия);
  • Расстройства речи у детей с нарушением слуха;
  • Функциональной дисфонии.

3. Обучение технике чтения и речи дошкольников и школьников;

4. Профилактика нарушений речи и голоса;

Наш центр развития ребенка — детский сад №2 является базовым учреждением федеральной стажировочной площадкой «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования». В рамках дополнительного финансирования были приобретены комплексы БОС логотерапевтические. Это современная компьютерная лечебно-оздоровительная технология, которая базируется на принципах адаптивной («биологической») обратной связи.

Основной задачей биоуправления является обучение навыкам саморегуляции, поскольку обратная связь облегчает процесс обучения детей физиологическому контролю, а оборудование делает доступной информацию в обычных условиях не воспринимаемую. «БОСЛАБ-ЛОГО» представляет собой комплекс процедур, при проведении которых логопеду посредством специальных технических устройств передается информация о состоянии той или иной функции организма ребенка. На основе полученной информации с помощью специальных приемов и аппаратуры ребёнок развивает навыки саморегуляции.

Адаптивная обратная связь принимает участие во всех функциях человеческого организма, начиная от самых элементарных и заканчивая крайне сложных видов деятельности ребёнка. Методика занятий основывается на принципе целостного функционирования, как речевого аппарата, так и нервной системы человека.

Результатом ее применения является: организация фонационного дыхания; формирования навыков четкой артикуляции и произнесения; формирования интонационной выразительности речи; стабилизация темпа ритма речи; преодоление логофобии.

«БОСЛАБ-ЛОГО» контролирует следующие физиологические параметры: электромиограмма (напряжения мышц), длительность дыхательного цикла, длительность выдоха, амплитуда звуковой волны, регистрируемая при речевых упражнениях, что позволяет вырабатывать навыки самоконтроля дыхания, артикуляции, темпа, ритма речи. Дыхание, голосообразование и артикуляция – это единые взаимообусловленные процессы, тренировка дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно. Задания усложняются постепенно: тренировка длительного речевого выдоха сначала проводится на отдельных звуках, потом – на словах, затем – на короткой фразе, при чтении стихов и прозы.

В зависимости от характера нарушений определяется цель тренинга биоуправления и выбирается коррекционная программа: «Артикуляционная гимнастика», «Длительность выдоха», «Плавный выдох», «Речевой выдох», «Фразовая речь», «Лого-звуки», «Игры для тигры». Процесс восстановления функции физиологических параметров ребенка постоянно отображается на экране монитора учителя-логопеда, а на экране монитора ребенка — игровой сюжет, что создает условия для высокого уровня мотивации на коррекционных занятиях. Поддержанию мотивации способствуют возможность сравнивать свои результаты с достигнутыми на предыдущем сеансе, а так же наличие большого набора игровых экранных представлений.

Все логопеды знают, что важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба). Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти необходима артикуляционная гимнастика,которую отрабатываем сначала перед зеркалом.

Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики требует от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий и терпения. Эффективность логопедической работы по развитию артикуляционной моторики в значительной мере определяется тем, как сам ребенок участвует в процессе её проведения, какая ему при этом отводится роль, какова степень его инициативности. Закрепление любого навыка требует систематического повторения. Чтобы у ребёнка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться скучно. Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий.

Параллельно с использованием традиционных игровых моментов, для достижения хороших результатов, мы применяем «БОСЛАБ-ЛОГО»,(закладка библиотеки «Артикуляционная гимнастика»), в котором выполнение артикуляционной моторики представлены в виде разнообразных, занимательных игровых сюжетов. Игровое биоуправление осуществляется с помощью прикрепленных датчиков вокруг рта ребенка, которые измеряют активность мышц языка. На данном этапе тренируется функция согласованной работы парных мышц. Поочередное их напряжение и 4 расслабление подкрепляется развитием игрового сюжета.

Логопед видит на своем мониторе согласованную или не согласованную работу парных мышц речедвигательного аппарата ребенка, то есть в случае ослабленности одной из сторон лица подаваемый сигнал отображается на мониторе с помощью сигналов интегральных ЭМГ (напряжения мышц), чего мы не можем увидеть при работе у зеркала. Одновременно на экране монитора ребенка при правильном выполнении упражнения появляются игровые сюжеты.

На каждое правильно выполненное артикуляционное упражнение вырастает и распускается цветок, и так постепенно появляется цветочная поляна. Но если ребенок выполняет задания неправильно, то цветы не растут или не расцветают. Биоуправление регулирует, при формировании артикуляции, основной принцип постепенного перехода от легкого упражнения к более сложному. Так же имеется разнообразное количество мультимедийных слайдов со звуковым и музыкальным сопровождением, видеоэффектов при проигрывании анимационных файлов. К «БОСЛАБ-ЛОГО» имеется приложение: компьютерная логопедическая программа «ИГРЫ ДЛЯ ТИГРЫ», используя которую, мы отрабатываем положение органов артикуляционного аппарата на исправляемый звук.

Важно заметить, что работа по артикуляции одновременно ведется с формированием дыхательной гимнастики. Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. При обыкновенном физиологическом дыхании вдох и выдох чередуются непрерывно, выдох равен вдоху. Речевое дыхание — это управляемый процесс. Речевое дыхание предполагает паузу между вдохом и выдохом и удлинение выдоха. В процессе речи существенно увеличивается функциональное значение фазы выдоха.

Перед началом речи обычно делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Речевой вдох осуществляется через рот и нос, а в процессе речевого выдоха поток выдоха идет через рот. Большое значение для озвучивания высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно-логически завершенного отрезка фразы. Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция являются основой для звучания голоса. Неправильное дыхание приводит к форсированности и неустойчивости голоса.

Чтобы ребёнку было, интересно выполнять дыхательную гимнастику мы используем разнообразные игровые моменты: «Ветерок», «Загнать мяч в ворота», «Кто дальше загонит мяч?», «Поющий пузырёк», «Фокус». Формирование правильного речевого дыхания трудно контролировать на обычных занятиях, ребенок быстро утомляется, отказывается выполнять упражнения. На этом этапе хорошо помогает аппаратно – программный комплекс «БОСЛАБ – ЛОГО», где есть специальные закладки библиотеки: «Длительность выдоха», «Плавный выдох», «Речевой выдох», «Фразовая речь». «Длительность выдоха» Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине речевых отрезков. Вначале мы проводим дыхательные упражнения, направленные на координацию ротового и носового дыхания. Правильный выдох должен происходить без толчков, ровной длинной струей. Работу над формированием правильного выдоха проводим поэтапно:

а) После спокойного вдоха делаем правильный выдох через рот. На выдохе изменяем величину открытия губ. Щеки не надуваем. Следим за правильной осанкой и свободой мышц плечевого пояса, шеи, лица.

б) После спокойного вдоха делаем плавный выдох через рот и распределяем длину выдоха на 3-10 секунд в зависимости от возраста.

в) Длину выдоха в процессе тренировки постепенно увеличиваем, при этом мы используем счет или пение гласных мысленно: а,о,и,э,у,ы.

Некоторое время тренируем ребенка без речи. Постепенно в эти упражнения включаем речевой материал. Упражнения проводим в порядке освоения их детьми. Для воспитания правильного выдоха мы используем разные элементы сессий игрового биоуправления. На мониторе логопеда регистрируются показатели: длительность дыхательного цикла, длительность выдоха. А на мониторе ребенка при этом сменяются картинки. Тренинг увеличения длительности выдоха — игра «Полоски». Задача ребенка открыть всю картинку. Во время выдоха полоска открывается, если длительность выдоха правильная, то полоска открывается до конца. И так постепенно на мониторе ребенка появляется вся сюжетная картинка.

По мере увеличения длительности выдоха усложняются логопедические тренинги: «Цветы», «Коллекционер». «Плавный выдох» Для воспитания плавного выдоха со звуком и слогом мы используем сессии биоуправления:

а) Для выполнения плавности выдоха делаем спокойный вдох и медленный выдох через рот, сочетая выдох с произнесением звуков –с-с-с, -х-х-х, -ш-ш-ш. Звук протягиваем как можно дольше. Особое внимание обращаем на ровность дыхания.

б) Постепенно переходим от очень тихого к громкому звучанию, сохраняем плавность выдоха.

в) Начинаем произносить слоговые цепочки сначала с глухими, а затем со звонкими звуками, делая глубокий вдох носом и постепенно на выдохе: сассас-сассас-сас-сассас-сас-сас-сас зам зам-зам зам-зам-зам зам-зам-зам-зам

При выполнении данного раздела мы автоматизируем поставленный звук изолированно и в словах. Регистрируются показатели на мониторе логопеда: длительность дыхательного цикла, длительность выдоха; мониторируются амплитуда звуковой волны, сигналы дыхания, ЭМГ (электромиограмма). Управляемый показатель – амплитуда звуковой волны. Упражнение выполняется с микрофоном. Одновременно на мониторе ребенка по мере правильности им выполнения данного задания, появляется сюжетная картинка. «Речевой выдох»

Следующим этапом дыхательной гимнастики является закладка библиотеки «Речевой выдох». Здесь формируется навык эмоционально окрашенной речи, фразы различной степени сложности. При выполнении упражнения обращаем внимание на ровное распределение выдоха на протяженности всего дыхания. Соблюдаем умеренность темпа речи с чётким договариванием слова в полном его объеме. Учим ребенка делать добор дыхания (неполный вдох). Добор воздуха производим быстро. — Произносим небольшие речевые отрезки на выдохе: Кормит Шурочка (добор) Просом курочку. (добор) Кормит пеструшку (добор) Просом из кружки. (добор) — Далее увеличиваем количество слов на выдохе постепенно: Лодка плоская плыла, (добор) В лодке было два весла. (добор) А на веслах лягушата… (добор) Плыли весело куда-то. (добор) Мама поставила лампу на стол. (добор) Вымыла лавку, вымыла пол. (добор) После детишек за стол позвала (добор) И молока малышам налила. (добор) Мы используем для тренировки речевого выдоха сессии биоуправления, которые отличаются от предыдущих лишь картинкой на экране ребенка (здесь используется игра «Мозаика», в которой картинка открывается по одному квадратику после каждой строки стихотворения). «Фразовая речь» Завершающим этапом в формировании речевого дыхания является работа над фразовой речью (закладка библиотеки «Фразовая речь»). При выполнении мы следим, чтобы воздушная струя плавно распределялась по всей длине фразы. Фразы берутся разной степени сложности (стихи, сказки, прозаические тексты). Особое внимание уделяем выделению смысловых фрагментов речи, пауз в речи, умению свободно, эмоционально выразительно общаться.

Целесообразно до начала выполнения упражнения согласовать количество фраз, отрабатываемых на занятии, и количество клеток мозаики, открываемых при правильном произнесении фразы в игровом представлении «Коллекционер». Разнообразие сюжетных игровых заставок (пейзажи, города, авто-мастер, забавные зверюшки, цветы) активизирует ребенка на занятии. Работая в разделе «Фразовая речь» мы сочетаем дыхательную гимнастику с автоматизацией и дифференциацией звуков в связной речи. При правильном произнесении ребенком фразы в заданном темпе, загорается зеленый индикатор и открывается часть картинки.

Если задание выполнено – неверно,загорается красный индикатор, и фрагмент картинки не открывается. «Лого-Звуки» Большое внимание в коррекционной работе логопеда уделяется развитию фонематического восприятия, звукового анализа, различению парных звонких и глухих согласных в произношении и на письме, усвоение на практике правописания слов с сомнительными звонкими – глухими согласными.

Для формирования четкого произнесения звонких и глухих звуков мы используем сессии биоуправления закладки библиотеки «Лого-Звуки». При помощи смены картинок с изображением букв учим зрительно распознавать глухие и звонкие звуки и произносить их правильно. Каждая пара звуков представлена в отдельной сессии: Б-П, В-Ф, Г-К, Д- Т, Ж-Ш, С-З. Произносим звуки сначала в медленном темпе, затем – в ускоренном. 7 На экране ребенка появляются в случайном порядке буквы, ребенок должен произнести соответствующий звук. Если ребенок правильно произносит звонкий звук, то на экране появляется колокольчик, и играющий получает очко. А если ребенок правильно произносит глухой звук, то на экране появляется колокольчик, перечеркнутый красным крестом, играющий получает очко.

Несмотря на короткий период (2,5 года) работы на программно-аппаратном комплексе БОСЛАБ-ЛОГО, мы увидели положительную динамику у детей дошкольного возраста. Дети с большим удовольствием идут на занятия к логопеду, зная, что будут заниматься на БОСе, потому что их очень привлекают игровые сюжеты. Мы заметили, что сократился подготовительный этап коррекционной работы по постановке звуков, и возросла эффективность автоматизации и дифференциации звуков. Эффективность коррекционной работы повышается с помощью технологии биоуправления.

Авторы

Сердюкова Альвина Викторовна, Учитель-логопед МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №2», г. Усть-Лабинск. Alvina-93@yandex.ru
Высочина Ольга Романовна, Учитель-логопед МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №2», г. Усть-Лабинск.
Харламова Светлана Владимировна, Учитель-логопед МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №2», г. Усть-Лабинск.

Меню