Как родители могут помочь заикающемуся ребенку

Как родители могут помочь заикающемуся ребенку

Заикание – серьезная проблема, требующая лечения. Однако грамотно приложенные усилия родителей способны существенно улучшить состояние ребенка.

Любовь и поддержка взрослых имеют мощный терапевтический эффект. Ребенку важно знать, что его принимают и любят таким, какой он есть. Домашняя обстановка должна быть благожелательной, спокойной, основанной на повторяемости хорошо знакомых ребенку действий. В такой ровной атмосфере малыш будет чувствовать себя уверенно. Ребенка, страдающего заиканием, стоит по возможности обезопасить от слишком сильных впечатлений: никаких страшных историй на ночь, игр «кто кого лучше напугает», будоражащих новостей и программ по телевизору, не соответствующих его возрасту.

Взрослым нельзя демонстрировать озабоченность по поводу заикания. Ребенок подумает, что он не такой, как все, начнет еще больше нервничать, усугубляя проблему. Уж тем более не надо стыдить малыша за то, что он «неправильно говорит».

У ребенка с заиканием должен быть четкий режим дня. Требуется свести к минимуму ситуации, когда малыша нужно было бы подгонять. Необходимость быстрее завершать дела, спешить, нервничать из-за опозданий делает жизнь еще более напряженной. Это естественным образом отражается на речи – она становится торопливой, скомканной, ярче проявляются нарушения.

Если ребенку дают время закончить его дела, заранее предупреждают о том, что через какое-то время ему нужно приступить к другому занятию («скоро я снова зайду в комнату и позову тебя на обед», «давай уберем сейчас игрушки, а потом отправимся на прогулку»), ритм жизни становится более комфортным.

Конечно, случаются ситуации, когда нужно действовать быстро. Но все команды взрослого и в этом случае должны быть уверенными, спокойными, с юмором.

Речь взрослого должна быть неторопливой, внятной, с частыми паузами. Не нужно задавать ребенку много вопросов. Пусть он говорит сам все, что считает нужным, – в таком случае его монолог будет более свободным. Необходимо мимикой и жестами поддерживать высказывания маленького собеседника – кивнуть, покачать головой, улыбнуться, нахмуриться, давая понять, что его слова слышат и понимают, его рассказ интересен. Заикающемуся ребенку очень важно знать: его не прервут, дадут высказать мысль, а главное – родителям приятно с ним общаться.

Всем членам семьи требуется выдержка, чтобы говорить по очереди, не перебивать друг друга, уметь слушать.

Детям свойственно подражать привычкам и речи взрослых. Если родители будут говорить с ребенком и друг с другом медленно, четко, лаконичными и понятными фразами, эту манеру постарается перенять и малыш.

На речь ребенка влияет как психическое, так и физическое состояние его организма. Зарядка, закаливание и игры на свежем воздухе – необходимый минимум для здоровья малыша. Наиболее полезны для ребенка с логоневрозом виды спорта, основанные на повторяющихся ритмичных движениях: плавание, бег, катание на велосипеде и пр.

Если родители будут заниматься физкультурой или обливаться холодной водой вместе с ребенком, это принесет еще больший эффект.

Заикающегося малыша не стоит привлекать к играм, требующим публичных выступлений, – например, с декламацией стихов или пением. Предпочтение следует отдать индивидуальным занятиям тем же пением, танцами или музыкой. Эти виды деятельности помогают выработать чувство ритма, правильное дыхание, делают маленького человека более раскрепощенным.

Вместе с ребенком полезно играть в настольные игры, основанные на последовательности действий («построил – сломал – построил снова», «сложил – разобрал» и т.п.). Так малыш обретает ощущение контроля над ситуацией, это помогает ему справиться со страхами и напряжением. Важно незаметно передавать инициативу в игре ребенку.

Родителям полезно петь для своего чада и вместе с ним, чаще включать музыку и двигаться.

Успокаивают нервную систему ребенка разнообразные игры с водой и песком. Особенно они хороши на свежем воздухе, у естественных водоемов. Зимой «природный материал» заменяется тазами с водой или кинетическим песком. Можно пускать кораблики, строить башни и замки, бесконечно переливать воду в разные сосуды.

Существует множество логопедических и психоневрологических методик для избавления детей от дефектов речи. Но содействие родителей нужно ребенку ничуть не меньше, чем помощь специалистов.

Меню