Логопедические занятия в домашних условиях

Логопедические занятия в домашних условиях

Если ребёнок ходит в речевую группу детского сада или посещает развивающие частные центры, то это очень хорошо. Но также для более лучших результатов следует заниматься и дома. Чтобы изученный материал закрепился в сознании малыша надолго, необходимо регулярно повторять материал и проводить упражнения дома.

Общие рекомендации:

  • Занятия стоит проводить не более 20 минут (начинать лучше с 3-5 минут);
  • Проводить упражнения нужно 2-3 раза в сутки и желательно после дневного завтрака;
  • Если малыш плохо себя чувствует – занятия следует отложить;
  • Организуйте специальное место для занятий, чтобы и малыш и вы чувствовали себя комфортно и ничего не будет мешать;
  • Если хотите что-то объяснить ребенку – используйте наглядный материал;
  • Всегда проговаривайте вслух правила игры;
  • Не ругайте малыша, и не упрекайте;
  • Хвалите его за незначительные успехи;
  • Когда разговариваете с ребенком – смотрите ему в лицо и четко проговаривайте слова.

Какие упражнения следует делать?

Занимаясь с ребенком дома , следует учитывать, что все упражнения необходимо проводить комплексно (и на речь, и на дыхание, и на развитие мелкой моторики и т.д.). Упражнения должны быть, как пассивными (массаж), так и активными (игры).

В занятия на неделю должны быть включены:

  • Артикуляционная гимнастика;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Гимнастика на развитие мелкой моторики;
  • Логоритмика;
  • Мнемотехника;
  • Гимнастика на развитие слухового внимания.

Артикуляционная гимнастика направлена на развитие органов речи, укрепление речевых мышц губ, челюсти, языка. Дыхательная гимнастика помогает малышу контролировать свое дыхание, пальчиковая развивает мелкую моторику рук. Логоритмика сочетает в себе речь, движения и музыку, развивает общую моторику малыша. Гимнастика на развитие умения вслушиваться в неречевые звуки и обращённую речь, помогает ребенку сосредотачиваться на звуке, лучше слушать и понимать речь, а также совершенствует фонематическое восприятие – умение различать и анализировать различные звуки. Мнемотехника для дошкольников развивает ассоциативное мышление, зрительную память, воображение.

Примеры упражнений

1) Артикуляционная гимнастика:

  • Поднять брови вверх-вниз, нахмуриться-расслабить;
  • Надуть и втянуть щеки;
  • Пощелкать языком;
  • Облизнуть губы, вытянуть их в трубочку;
  • Открыть рот, как при произнесении звука А, закрыть рот.

2) Дыхательная гимнастика:

  • Взять кусочек ваты – это снежинка. Задача ребенка подбросить его вверх и дуть на него, чтобы «снежинка» как можно дольше не касалась земли.

3) Пальчиковые упражнения для рук:

  • Различные игры с пальчиками (пальчиковая гимнастика);
  • Собирание матрешки, лепка, мозаика, конструктор;
  • Песочная терапия (для этого возьмите небольшую картонную коробку с манкой или песком и попросите малыша нарисовать что-нибудь пальчиками).

4) Логоритмика:

  • Проведение с ребенком утренней гимнастики под музыку;
  • Выполнение ребенком каких-либо действий по хлопку взрослого (приседание, раздвигание рук в стороны).

5) Гимнастика на развитие слухового внимания:

  • Подготовить заранее картинки с животными. Показывая на каждое издавать характерные звуки (если корова, то «муу», если волк, то «ууу»). Затем изобразите «голос» животного с любой картинки и попросите ребенка отгадать кто это.

6) Мнемотехника:

  • Изучение цветов радуги с помощью фразы «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан».

Специальные пособия

Полезные пособия для артикуляционной гимнастики – картинки с изображением часиков, качели, лошадки и т.п.

Для дыхательной гимнастики – труба, вата, снежинки, листья и жук из цветной бумаги

Для развития мелкой моторики – крупа, бархатная бумага, шнуровки, пуговицы, мячик-ёжик, солёное тесто, деревянный конструктор, пирамидки и т.п.

Для развития слухового внимания подойдут любые предметы, которые способных издавать звуки: начиная от погремушек и пищалок, заканчивая специальными музыкальными инструментами (бубен, металлофон, барабан) и т.д.

Меню