Психосоциальный аспект при коррекции СДВГ у детей младшего школьного возраста

Психосоциальный аспект при коррекции СДВГ у детей младшего школьного возраста

В статье исследуется влияние внутрисемейных психосоциальных факторов на эффективность коррекции внимания у детей с СДВГ младшего школьного возраста. Показано, что при наличии поддержки со стороны семьи у детей наблюдалась быстрая и устойчивая положительная динамика индекса внимания.

Семья является основной средой жизни ребенка и определяющим фактором формирования его личности и, соответственно, его будущего. Социальные условия развития ребенка в семье, варианты взаимоотношений детей с родителями и близкими способны как усугублять дезадаптацию детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (далее — СДВГ), так и препятствовать ей.

СДВГ — это полиморфный клинический синдром, главным проявлением которого является нарушение способности ребенка контролировать и регулировать свое поведение, что выливается в двигательную гиперактивность, нарушение внимания и импульсивность [1,336; 4,35]. Вследствие этого у детей с СДВГ возникают трудности при переходе к систематическому школьному обучению: низкая академическая успеваемость и асоциальное поведение с повышенным травматизмом [2,46; 3,CD].

В России по официальной статистике от 2 до 20% детей и подростков или около 1-2 млн. детей имеют специфические расстройства поведения и внимания в виде СДВГ, но информированность специалистов системы образования и родителей об особенностях СДВГ у детей чрезвычайно низка [1,338; 4,36]. П

ри отсутствии эффективной коррекции сложности, которые испытывает ребенок с СДВГ, могут сохраняться и до взрослого состояния, когда данный синдром способен проявиться депрессией, повышенной тревожностью и аддиктивным поведением [2,50; 4,33].

Родители детей с СДВГ часто некомпетентны в отношении признаков имеющегося у их ребенка синдрома, не понимают, что происходит с их ребенком, но его поведение очень сильно раздражает. Чаще всего родители объясняют все «неправильным воспитанием» и занимают обвиняющую позицию в отношении себя и друг друга. Наличие СДВГ требует от семьи специфического воспитательного подхода, а не является проявлением невоспитанности ребенка или «его моральной ущербности».

В зависимости от понимания семьей имеющегося у ребенка синдрома, его ближайшее окружение формирует как положительные, так и отрицательные факторы, влияющие на эффективность коррекционной работы с детьми. Понимая значимость взаимоотношений в семье, Р.А.Баркли, например, предлагает рассматривать тренинги для родителей по тактике поведения с детьми как метод лечения СДВГ, подтвержденный эмпирически. По его данным эффективность таких тренингов в семьях с детьми с СДВГ до 11 лет составляет 65-75 %, в семьях с подростковым (юношеским) возрастом 25-30% дают обнадеживающие изменения [3,CD].

Нами было проведено исследование, целью которого являлось изучение влияния внутрисемейных психосоциальных факторов на эффективность коррекции внимания у детей с СДВГ младшего школьного возраста.

В исследовании участвовали 22 школьника с наличием СДВГ из 1 -2 классов МАОУ г. Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 163 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла». Все дети прошли основной курс коррекции в течение первого и второго годов обучения.

Основной курс коррекции состоял из сеансов нейробиоуправления — электроэнцефалографического бета-стимулирующего тренинга.

До и после коррекционного курса биоуправления было проведено ЭЭГ исследование, необходимое для оценки диагностического признака СДВГ: ЭЭГ — тета/бета коэффициента (индекса внимания), который менялся по ходу лечения.

В начале первого класса было проведено анкетирование родителей с целью выявление в семье негативных социальных и психологических факторов. Родители детей с СДВГ получили консультации по следующим темам: полный обзор по СДВГ (причины, течение и методы лечения), отношение к СДВГ как к неблагоприятному воздействию на ребенка и жизнь семьи в целом, особенности поведения со своими детьми (предложена модель поведения «Родители-друзья ребенка», а не «наблюдатели со стороны»).

Были предложены стратегии поведения, способствующие сотрудничеству с собственным ребенком: сохранять чувство юмора, учиться расставлять приоритеты, видеть перспективу, уметь прощать (детей, себя, других) и др. Психологи и педагоги, обучающие детей с СДВГ, также получили полную информацию по данному заболеванию: о причинах, течении и методах лечения.

Во время сеансов бета-стимулирующего тренинга ребенок наблюдал на мониторе график кривой, отражающий динамику управляемых сигналов (мощности тета- и бета-ритмов) в спокойном состоянии и при выполнении когнитивной нагрузки (устный счет, прослушивание текстов) в режиме реального времени в игровой или мультимедийной форме. Для проведения занятий нейробиоуправления был использован программно-аппаратный комплекс БОС-ЛАБ» с модулем БИ-012 (пр-во ООО «Комсиб», Новосибирск).

Перед школьниками была поставлена задача: во время сеансов снижать соотношение мощностей тета/бета-ритмов и уровень мышечного напряжения. Более подробно структура тренига биоуправления представлена в наших предыдущих работах [5,419; 6,148].

Результаты и их обсуждение

  1. Сравнительный анализ значений ЭЭГ — тета/бета коэффициента (индекса внимания) позволяет говорить об эффективности проведенного основного курса биоуправления -снижении индекса внимания в результате коррекции у всех школьников. Однако динамика индексов варьирует в разных пределах: от 0,10 до 0,54.
  2. Анализ полученных данных по результатам анкетирования родителей позволяет оценить распространенность неблагоприятных внутрисемейных факторов и объединить их в три категории по своему значению. Первая категория факторов (частота встречаемости 30%) характеризует непосредственное окружение ребенка в семье (воспитание в неполной семье, отсутствие обоих родителей, повторный брак у родителей, разлука с родителями, заболевание или смерть родителя); вторая категория факторов (частота встречаемости 45%) связана с напряженной эмоциональной стороной в отношениях ребенка в семье: высокий уровень внутрисемейных конфликтов и стрессов, связанных с поведенческими паттернами СДВГ у ребенка, разногласиями в воспитании, разлукой или болезнью родителей. Третья категория негативных факторов: социальных (частота встречаемости 25%) представлена низким уровнем образования родителей, низкой материальной обеспеченностью и сложными бытовыми условиями.
  3. Анализ взаимосвязи эффективности курса коррекции и поддержки со стороны семьи выявил степень влияния неблагоприятных психосоциальных факторов на эффективность лечения. При корреляции социального положения ребенка и динамики его свойств внимания прослеживается следующая тенденция. В семьях детей, у которых слабая динамика свойств внимания возникают проблемы двух типов. С одной стороны, дети воспитываются в неполных семьях или бабушками и дедушками и тогда более значимы социальные проблемы — отсутствие одного из родителей, низкий уровень образования у одного из родителей, низкая материальная обеспеченность и неблагоприятные бытовые условия. С другой стороны — дети воспитываются в полных семьях, но это — повторный брак и возникают психологические проблемы: частые конфликты в семье, различные подходы к воспитанию ребенка, продолжительная разлука с родителем, бытовых и материальных проблем в этом случае нет.

В тех семьях, где родители сами внимательны друг к другу и к своему ребенку, проявляют искренний интерес к его занятиям, его жизни наблюдается более быстрая положительная динамика коэффициента индекса внимания. Речь идет о том, чтобы постараться обеспечить ребенку спокойное душевное состояние. В состоянии стресса и напряжения очень тяжело обучаться навыку концентрации внимания.

Ссоры в семье и возникающие с этим переживания не способствуют сосредоточению, как и чувство неуспеха, связанной с ним неуверенности, которые ребенок длительное время не может преодолеть. Психическое напряжение усиливается, если ребенка постоянно критикуют или наказывают (как в школе, так и дома). Сравнения своего ребенка с чужим, более успешным (с точки зрения родителей) — тоже не идет на пользу. Лучше замечать достоинства и успехи собственного ребенка и чаще вознаграждать его похвалой.

Следует отметить, что семейная терапия не проводилась, однако давались рекомендации всем родителям детей с нарушением внимания. И в тех семьях, где родители придерживались этих рекомендаций и проявляли искренний интерес к занятиям своего ребенка, школьнику было интереснее работать и результаты коррекции появлялись и закреплялись быстрее.

В некоторых случаях это сглаживало сложное социальное положение ребенка (отсутствие родителя и т.д.) и результаты были выше ожидаемых. И наоборот, дети из благополучных семей, которые могли показать быструю и устойчивую положительную динамику индекса внимания, не показывали ее из-за равнодушия со стороны семьи.

Таким образом, для повышения эффективности помощи детям и подросткам с СДВГ необходимо помочь родителям изменить отношение к ребенку и сформировать спокойную, доброжелательную семейную среду для него — организовать адекватные потребностям ребенка условия жизни и социализации на семейном уровне.

Источник: Научная библиотека КиберЛенинка

Меню