Соотношение психологических и вегетативных показателей в процессе курса биоуправления параметрами вариабельности сердечного ритма у педагогов

Биологическая обратная связь

Проведен анализ изменений психоэмоционального статуса до и после курса биоуправления с целью увеличения общей мощности спектра ВСР у педагогов. Установлено, что наиболее значимо произошло снижение уровня тревожности.

Снижение уровня симпатикотонии наиболее связано было со снижением уровня нервно-психического напряжения. Исходная тахикардия как отражение напряжения симпатоадреналовой системы определила сохранение повышенного уровня тревожности после проведения курса биоуправления и обуславливает необходимость более продолжительного курса сеансов биоуправления.

Целью исследования явилось определение приоритетов в изменениях уровней нервно-психического напряжения, тревожности, астенизации, депрессии, фрустрированности социальных потребностей у педагогов среднего профессионального образовательного учреждения после курса 10 сеансов биоуправления с повышением общей мощности спектра вариабельности сердечного ритма.

Обследовано 15 педагогов (женщин) Архангельского педагогического колледжа города Архангельска в процессе рабочего времени (средний возраст 51,0 ± 6,0 лет, профессиональный стаж более 20 лет).

Курс включал 10 сеансов биоуправления с целью увеличения суммарной мощности (TP — total power, мс2) вариабельности сердечного ритма (ВСР), ориентируясь на предъявляемый график динамики показателя ТР (патент 237771 РФ). Сеансы проводились ежедневно или через день в течение 2 рабочих недель и включали 5-минутную регистрацию кардиоинтервалограммы во время фоновой записи и вовремя 5-минутного кардиотренинга. Критериями эффективности сеанса биоуправления считали увеличение показателя ТР и снижение индекса напряжения регуляторных систем (ИН).

На 1-ми 10-м сеансах биоуправления для определения степени нервно-психического напряжения (НИН) были применены методика Т.А. Немчина [1], уровня тревожности — методика Дж. Тейлора, адаптированная В.Г. Норакидзе, астенизации — методика Л.Д. Малковой и Т.Г. Чертовой, субдепрессии — опросник В. Зунге и Т.Н. Балашовой [2], фрустрированности социальных потребностей — методика Л. И. Вассермана (модификация В.В. Бойко) [1]. Статистическую обработку данных проводили с помощью программы SPSS Statistics, 17.0.

Результаты предыдущих исследований [3] показали, что у педагогов уровень ИН снизился в среднем от 205,2 усл. ед. при 1-м сеансе до 107,8 усл. ед. на 10-м сеансе (р < 0,01). При этом суммарная мощность ВСР возросла от 768,88 мс2 при 1-м сеансе к 1959,23 мс2 к 10-му сеансу (р < 0,05). Из всех показателей психоэмоционального состояния наиболее значимо произошло снижение уровня тревожности — до 53% от исходного уровня (рис.). При этом исходные значения соответствовали среднему, с тенденцией к высокому уровню тревожности — 19,0 (16,0; 21,0) баллов.

Соотношение психологических и вегетативных показателей в процессе курса биоуправления параметрами вариабельности сердечного ритма у педагогов

К 10-му сеансу биоуправления данный показатель в среднем составил 15,0 (11,0; 19,0) баллов (р < 0,05), что в целом оценено было как низкий уровень тревожности. Изменения НПН носило разнонаправленный характер, индивидуальные его изменения были как в сторону снижения до 30%, так и в сторону повышения, но в рамках слабого НПН (от 40,0 (35,0; 42,0) до 36,0 (32,0; 41,0) баллов, р < 0,05). Астенизация в среднем также была слабой — в среднем 46,0 (37,0; 53,0) баллов до и 42,0 (35,0; 47,0) после курса биоуправления (р < 0,05).

Изменения уровней фрустрированности социальных потребностей и субдепрессии были минимальными. Корреляционный анализ показал, что процент снижения НПН к 10-му сеансу положительно связан со степенью снижения ИН как в фоне (г = 0,62, р < 0 ,05), так и при биоуправлении (г = 0,63, р < 0 ,05). Степень повышения ТР была обратно пропорциональна снижению НПН (г = -0,65, р < 0,05).

Выявлена положительная корреляция исходной частоты сердечных сокращений и последующего прироста уровня тревоги по отношению к исходному ее уровню (г = = 0,61, р < 0,05).

Таким образом, в процессе биоуправления параметрами вариабельности сердечного ритма у педагогов наиболее значимо произошло снижение уровня тревожности, которая потенцирует стресс-реактивность всех регуляторных систем организма [4].

Снижение  уровня симпатикотонии наиболее связано было со снижением уровня нервно-психического напряжения. Исходная тахикардия как отражение напряжения симпато-адреналовой системы может определять сохранение повышенного уровня тревожности после проведения курса биоуправления и определяет необходимость более продолжительного курса сеансов биоуправления.

Литература

1. Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика. Теория, практика и обучение. СПб.: Физиологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2004. 736 с.

2. Реактивность вегетативной регуляции ритма сердца в процессе курса биоуправления параметрами вариабельности сердечного ритма у педагогов / Л.В. Поскотинова, М.А. Овсянкина, Е.В. Кривоногова, А. В. Мельникова // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1 [электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/121-19144 (дата обращения 20.08.15).

3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М.: Гуманит. изд. центр «Вла-дос», 1999. 384 с.

4. Спонтанная и вызванная электрическая активность головного мозга при высоком уровне тревожности / А. В. Грибанов, И. С. Кожевникова, Ю.С. Джос, А.Н. Нехорошкова // Экология человека. 2013. № 1. С. 39—47.

Авторы: Л.В. Поскотинова , М.А. Овсянкина, Е.В. Кривоногова , А.В. Мельникова 
Источник: Научная библиотека КиберЛенинка

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес e-mail.

Меню