Специфика реабилитационной работы со школьниками с нарушениями зрения в условиях школы-интерната

Специфика реабилитационной работы со школьниками

Одной из основных целей реабилитационной работы со школьниками, имеющими тяжелую зрительную патологию, является их подготовка к вхождению в социум и эффективному функционированию в нем. Данный вид деятельности включает несколько основных направлений (медицинская, психолого-педагогическая, социальная) и осуществляется на всех уровнях учебно-воспитательного процесса.

Медицинская реабилитация решает такие задачи как: сохранение и улучшение остаточного зрения учащихся, формирование у них осознанного отношения к своему здоровью и обучение способам его поддержания, профилактика и терапия неврологических заболеваний, систематическая диагностика состояния соматического и психического здоровья. Важным направлением работы в данном аспекте является лечение глазных болезней при помощи техники кабинета «биологической обратной связи».

Суть метода заключается в воздействии на мозговые волны. Процесс лечения происходит следующим образом: к ребенку подключают оборудование для фиксации электроэнцефалограммы, информация о ЭЭГ поступает на компьютер, где врач за ней наблюдает, ребенок в это время смотрит мультфильм. В зависимости от диагноза ребенок должен либо сосредоточенно либо расслабленно смотреть на экран телевизора. На протяжении всего просмотра фиксируется изменение электроэнцефалограммы ребенка, при требуемых изменениях мультфильм продолжается, при негативных (если, например, при необходимости сосредоточения ребенок отвлекается)- компьютер отключает изображение до тех пор, пока пациент не начнет снова выполнять поставленную задачу. Данный метод является очень эффективным при лечении большой группы глазных болезней.

Постановка задач психолого-педагогической реабилитации школьников с нарушением зрения основывается на психодиагностических данных. В течение 2010-2011 учебного года психологами Нижегородской областной школы-интерната III-IV вида осуществлялось наблюдение и тестирование учащихся 4-12 классов, целью которого было изучение состояния их психического здоровья. Диагностировалось наличие акцентуаций характера, склонности к психопатоподобным состояниям, уровень тревожности, самооценки и нервно-психической устойчивости. В результате данной работы было установлено, что около половины школьников демонстрируют признаки какой-либо акцентуации характера; наиболее распространенными являются следующие: гипертимный, циклоидный, дистимный, возбудимый, экзальтированный, тревожный, демонстративный тип акцентуации (обследование проводилось при помощи теста-опросника К. Леонгарда).

Необходимо подчеркнуть, что у большинства учащихся обнаруживается сочетание нескольких типов акцентуаций характера, что, безусловно, осложняет психолого-педагогическую работу с ними. Также обнаружилось, что почти 90% обследованных учеников имеют высокий уровень тревожности (диагностика осуществлялась при помощи теста школьной тревожности Филипса). Особенно сильные страхи связаны с ситуацией проверки знаний, взаимодействия с педагогами, публичных выступлений, общения с малознакомыми людьми. У большей части детей диагностирован низкий уровень сопротивляемости стрессу.

Одним из направлений диагностики личностных особенностей учащихся было выявление их нервно-психической устойчивости и сопротивляемости стрессу по методике Санкт-петербургской военно-медицинской академии. Было обнаружено, что почти у половины учащихся наблюдается низкий уровень нервно-психической устойчивости: данная группа детей может демонстрировать в ситуациях стресса социально неадекватный тип поведения(физическая, косвенная, вербальная агрессия, аутоагрессия, страхи, крайне высокая тревожность, конфликтность, неподчинение требованиям педагогов и т.д.), что может быть обусловлено наличием неврологических заболеваний, низким уровнем саморегуляции и самоконтроля, неблагоприятными семейными отношениями (неполная семья, частые длительные разлуки с родителями, гипер-либо гипоопека со стороны родственников и т.д.).

Лишь у 17,2% учащихся выявлен высокий уровень нервно-психической устойчивости и сопротивляемости стрессу: эти дети чаще спокойны, уравновешены, малоконфликтны, стремятся к поддержанию позитивных отношений с другими детьми и педагогами. 39% учащихся демонстрируют средний уровень нервно-психической устойчивости; их поведение является ситуационно обусловленным, т.е. они могут проявить как адекватную реакцию на сложную ситуацию взаимодействия с окружающими, так и агрессивную либо реакцию тревоги и напряжения.

Таким образом, с большей частью учащихся со зрительной патологией необходимо проведение работы, направленной на развитие у них навыков самоконтроля и саморегуляции, навыков уверенного поведения, снижение конфликтности и агрессивности, тревожности и напряженности. Обследование самооценки учащихся при помощи методики Дембо-рубинштейн показало, что школьники с нарушением зрения демонстрируют чаще всего неадекватный уровень самооценки. Необходимо отметить, что они чаще оценивают себя как несчастливых людей. По шкалам «Здоровье», «Характер», «Ум» наблюдаетс высокая самооценка, причем показатели выше у детей, кроме зрительной патологии имеющих еще и интеллектуальную недостаточность.

Ряд детей проявляет в поведении симптомы, характерные для психопатоподобных состояний. Особенно ярко данные симптомы проявляются у учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Эти дети слабо подчиняемы требованиям педагогов, эмоционально возбудимы, склонны к проявлению аффективных реакций, высоко конфликтны со сверстниками, злобны, агрессивны (кроме агрессии, направленной на других, могут демонстрировать аутоагрессию), часто имеют пониженный, вплоть до тоскливо-мрачного, фон настроения, крайне утомляемы, слабо работоспособны.

В школе-интернате систематически проводится работа с целью профилактики асоциального поведения учащихся. Постоянно в учреждении работает врач-нарколог и педагог-психолог, которые проводят индивидуальные и малогрупповые занятия, направленные на предупреждение аддиктивного поведения несовершеннолетних, преодоление внутриличностных и межличностных конфликтов учащихся, формирование адекватной самооценки и уровня притязаний, выработку навыков конструктивного взаимодействия с окружающими (сверстники, взрослые), развитие навыков уверенного поведения.

Также воспитателями и классными руководителями осуществляется деятельность с целью превенции асоциального поведения учащихся (индивидуальные беседы, общегрупповые мероприятия). Реализации указанной цели способствует наличие в интернате большого количества кружков, что обеспечивает постоянную занятость детей и расширяет сферу их интересов, это, например, такие кружки как: театральный, танцевальный, туристический, компьютерный, хоровой, спортивные, макраме, бисероплетение, литературный и т.д. Важным элементом реабилитационной деятельности является организация работы детского самоуправления школы (взаимодействие в диаде ученик-ученик зачастую бывает эффективнее, чем педагог-ученик, примером может служить работа, проводившаяся участниками ДСУ с мальчиками начальной школы, конфликтовавшими между собой и имевшими проблемы с дисциплиной после проведения ряда занятий данные проблемы были решены).

В состав детского самоуправления входят учащиеся, являющиеся лидерами в своих классах и пользующиеся поддержкой большинства школьников. ДСУ осуществляет несколько видов деятельности. Шефская работа включает проведение воспитательно-обучающих и развлекательных мероприятий для учеников младших классов (например, беседа о дружбе, «Мир вокруг нас») и индивидуальную помощь и поддержку нуждающихся (например, помощь в борьбе со страхами).

Журналистская деятельность – ежемесячный выпуск школьной газеты «Прожектор интерната», которая имеет, например, такие разделы как: УК РФ предупреждает, где приводятся отрывки из статей уголовного кодекса, по которым несут ответственность несовершеннолетние; живой уголок, в котором рассказывается о необычных явлениях в животном мире; наши таланты, включающий стихи и рассказы, сочиненные учащимися интерната; этикет, где описаны правила поведения в различных жизненных ситуациях; интересный разговор, в котором представлены интервью с людьми с ограниченными возможностями здоровья, добившимися успеха в какой-либо области деятельности, и т.д. Также еще одним направлением работы ДСУ является проведение общешкольных мероприятий, приуроченных к каким-либо событиям или праздникам (Новый год, День Св. Валентина и т.п.).

Необходимо отметить, что существенное значение для развития школьников со зрительной патологией как социально успешных личностей имеет организация их активного взаимодействия со здоровыми сверстниками.

Для решения этой задачи в школе-интернате проводится ряд мероприятий совместно с различными образовательными учреждениями. В частности, организован хор, состоящий из школьников с нарушением зрения и студентов музыкального колледжа, также проводятся совместные туристические походы детей из интерната и массовой школы; школьники со зрительной патологией участвуют в городских и областных конкурсах и конференциях (например, городской конкурс рисунка, областная конференция юных исследователей и т.п.), причем часто занимают там призовые места.

Безусловно, реабилитационная и коррекционно-развивающая работа со школьниками с тяжелой зрительной патологией осуществляется на всех уроках, занятиях коррекционного цикла и во внеурочное время и в современных условиях развития российского общества и государства эффективно может быть организована лишь в специализированных образовательных учреждениях.

Автор: Е.А. Куракина, ФНОУ ВПО «МИЭМП», г. Нижний Новгород

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес e-mail.

Меню