Технология игрового биоуправления 

Технология биоуправления

К сегодняшнему дню сложилась опасная и непродуктивная ситуация, касающаяся общественного понимания некоторых информационных (компьютерных) технологий: компьютер как средство развлечения детей и взрослых, проводящих часы за компьютерными играми перед экраном монитора, начинает восприниматься в общественном сознании как зло, отрицательное воздействие которого на психику людей следует ограничить.

Естественно, обвиняя технический прогресс в пагубном влиянии на человека, мы не можем не осознавать пользу, которую приносит компьютер в профессиональной и образовательной деятельности людей. К сожалению, до последнего времени он используется чрезвычайно мало в лечебно-оздоровительной сфере.

Наиболее подготовленной для использования возможностей компьютера в профилактическом и реабилитационном процессе является технология биоуправления, базирующаяся на центральных механизмах физиологической регуляции – биологической обратной связи. Она предназначена для направленного немедикаментозного изменения человеком своих физиологических функций в нужном для лечебных или оздоровительных целей направлении с использованием современного компьютерного оборудования.

Одно из серьезных препятствий на пути превращения этого метода в рутинную клиническую процедуру, выполняемую по назначению врача, подобно, например, физиолечению, состоит в том, что методики биоуправления предполагают проведение ряда повторяющихся однообразных сессий, длящихся в общей сложности до часа и более. Второе по значимости препятствие заключается в значительной отдаленности конечного результата, для получения которого необходимо многократное, изо дня в день, повторение тренинга. Монотонность процедуры, высокие требования, предъявляемые к личностным качествам тренирующихся, снижают уровень мотивации, ограничивают круг людей, желающих освоить этот метод, несмотря на безусловную полезность, а часто и необходимость для них этой процедуры.

Чтобы избежать быстрого развития привыкания, утомления, снижения внимания, сделать лечебную сессию привлекательной и более эффективной, были использованы принципы и идеи компьютерных игр. Так возникло новое направление биоуправления – игровое, соединяющее в себе компьютерный синтез средствами мультимедиа виртуальной среды для пациента и игровой сюжет, управляемый физиологическими параметрами (характеристиками, функциями).

Текущее состояние технологии игрового биоуправления

В настоящее время сформировалось два направления развития игрового биоуправления. Во-первых, это создание автономных реабилитационно-оздоровительных систем, управляемых простыми электронными устройствами, которые не требуют контроля врача и, следовательно, могут быть использованы в домашних условиях. Второе направление соединяет традиционные формы биоуправления и целые приложения в единую систему лечебных процедур, которые должны проводиться в условиях стационара или поликлинического учреждения. Рассмотрим основные принципы организации и функционирования автономных реабилитационно-оздоровительных систем.

Компьютерный игровой тренажер состоит из нескольких сюжетов, носящих явный или скрытый соревновательный характер. Сюжет игр управляется ключевыми физиологическими параметрами (функциональным состоянием организма) – кожной температурой, частотой сердечных сокращений, биопотенциалами мышц, сердца и мозга, – с помощью специальных простых датчиков, регистрирующих вышеперечисленные сигналы и передающих их в компьютер.

Следует отметить, что говорить о полной аналогии игровых форм тренинга с распространенными компьютерными играми было бы некорректно. Играющий должен понимать, что основная цель наших игр – обучение приемам саморегуляции в стрессирующей ситуации. Эта цель может быть достигнута лишь с помощью многократных тренировочных процедур, волевых усилий и постоянного контроля правильности выбранной стратегии путем отслеживания собственных ощущений в процессе тренинга.

Поскольку тренирующийся фактически предоставлен самому себе, он должен четко осознать: ему неизбежно придется пройти через повторение одних и тех же действий для получения и закрепления желаемого результата. Опыт работы с компьютерными игровыми тренажерами показал, что первоначальный спонтанный интерес к играм (особенно если тренирующиеся – дети или подростки) может так же быстро исчезнуть, если рассматривать игру только как развлечение.

Виртуальная среда, выполненная с использованием средств мультимедиа, специально созданная релаксационная музыка, тщательно подобранные звуковые эффекты, современная компьютерная графика и анимация, повышает заинтересованность играющего, создает благоприятный эмоциональный фон и таким образом снижает негативный эффект утомляемости и монотонности процедуры. Эти тренажеры не являются узко специализированными, они предназначены для профилактики широкого круга психосоматических заболеваний.

Основное назначение этих лечебно-оздоровительных методик, не требующих дорогостоящего оборудования, но использующих возможности компьютера, – обучение навыкам саморегуляции и релаксации в домашних условиях. Таким образом использование компьютерного игрового тренажера позволит привнести методы профилактической, реабилитационной медицины в домашнюю среду, где они могут оказаться наиболее эффективными, поскольку будут применяться в комфортной, привычной обстановке и в наиболее удобное для пациента время.

Все данные сохраняются в базе, что позволяет непосредственно после сеанса просмотреть его результаты, оценить эффективность применяемых методик, правильность выбранной стратегии. Просмотрев дневник игры, можно проследить динамику обучения, анализируя данные предыдущих тренировок, выбрать наиболее подходящую схему занятий, сравнить свои результаты с достижениями других участников.

Авторы: М. Б. Штарк , Р. Г. Великохатный, О. А. Джафарова, О. Г. Донская, А. А. Зубков, В. С. Иутин, О. Ю. Лазарева, Б. С. Мазурок, А. В. Соколов, Е., А. Тарасов, А. И. Черепанов, О. С. Шубина, Е. И. Шульман Технология игрового биоуправления // Известия Южного федерального университета. Технические науки.-2000.-№4(18).-С.178-181.

Меню