Управление стрессом и оптимизация работы в школе

Управление стрессом и оптимизация работы в школе

Известно, что биологическая обратная связь (БОС) является эффективным средством тера­пии для людей, имеющих связанные со стрессом про­блемы. В Тель-Авивском центре психического здоро­вья предпринята попытка по применению БОС-методов в больших группах людей, с целью добиться бо­лее глубоких изменений в области здоровья и каче­ства жизни. За последние несколько лет в Израиле разработана программа, направленная на стимуляцию управления стрессом при работе с группами прибли­зительно по 20 детей. Главная концепция этой про­граммы — объединение физиологических и когнитивно-поведенческих методик (на которое дети реагируют) в один метод управления стрессом.

Недавнее исследование [2, 3] показало, что в Израиле возрастает процент молодежи, подверженной стресс-зависимым состояниям и поведению, физичес­кому и психическому стрессу, потреблению наркотиков и алкоголя; с чувством отчуждения, низкой самооценкой и потерей смысла жизни. Наша программа все это принимает во внимание.

Также программа включает БОС-методики, кото­рые могут быть использованы в группах без применения дорогих приборов. Однако мы считаем, что БОС -привлекательное и важное средство для детской мотивации, являющейся важной составляющей успеха программы.

Программа основана на принципах и указаниях те­рапевтического метода, названного нами «познавательная психофизиотерапия». Познавательная психо­физиотерапия — это объединенный метод, который соединяет в себе познавательные и физиологические элементы жизненного опыта пациента. Психофизиотерапия помогает наглядно показать концепции и методики познавательно-поведенческой терапии (ППТ), обучить им и усилить их, а также возмещает часто недостающий в ППТ элемент опыта. Однако об­становка класса предназначена для обучения, а не для психотерапии. Работая непосредственно над управле­нием стрессом, стараясь удалить ненужные психичес­кие блоки и негативный накопленный опыт, мы все время имеем в виду педагогическую идею Платона: «Учителю следует не навязывать ученикам знания, а помогать им реализовать или раскрыть их потенциаль­ные возможности». Поэтому главным средством улуч­шения достижений может быть управление стрессом за счет выработки пластичности внутреннего и внеш­него внимания.

Цели программы

  • Усилить осознание школьниками того, как в классной обстановке вызывается и накапливается стресс, и предложить им способ справляться со стрессом.
  • Заменить постоянно высокий уровень тревожности, настороженности или, наоборот, апатию на гибкую готовность, находчивость.
  • Помочь школьникам обрести равновесие между напряжением и релаксацией в атмосфере класса.

В качестве результатов работы по программе мы надеемся

  • Положительно повлиять на взаимоотношения школьников, их общую мотивацию, академические и спортивные достижения, сосредоточенность, атмосферу соревнования, проявления жестокости, экзаменационную тревогу и участие в классной работе.
  • Научить справляться со стрессом в качестве профилактического психологического средства, заменяющего индивидуальную психотерапию, которая понадобилась бы в ином случае.

Программа имеет четыре уровня: детский сад, начальная школа, неполная средняя школа и средняя школа. Детей на каждом уровне учат поведенческой физиологии в сочетании с когнитивными методами, адаптированными к их фактическому уровню разви­тия, что дает им возможность улучшить способность справляться со стрессом, а также повысить соответ­ствующий возрасту уровень выполнения заданий.

Общее описание используемых программ и методик

Детский сад: обучение и тренировка «гибкому, пластичному осознанию и готовности» как способа справляться с трудностями с целью предотвращения развития «хронической настороженности». Чтобы на­учить абдоминальному дыханию и прогрессивной ре­лаксации, используется множество игр. Подвижные игры помогают детям приобрести гибкую готовность. Программа вводится в работу педагогом-психологом, а затем учитель продолжает ее использование и раз­витие в течение учебного года.

Начальная школа: 12 сеансов (каждый сеанс один академический час) и два завершающих сеанса. Че­тыре ступени: осознание; понимание и познание; по­лезная для здоровья реакция; подкрепляющие навы­ки.

Эта программа включает:

  • Обучение теоретическим основам по детским книгам по управлению стрессом.
  • Использование простых компьютеризованных БОС-приборов (по частоте сердечных сокращений, кожно-гальванической реакции и периферической температуре) для определения высоких уровней физиологической тревожности и наблюдения за стрессом, главным образом в школьной обстановке, чтобы в конечном счете справиться с упреждающей тревогой и страхом публичного выступления.
  • Преодоление когнитивных ошибок когнитивными и релаксационными методами.
  • Работа с методиками по выработке пластичности внимания и их применимости к достижению академических и спортивных успехов. Все методики были приспособлены к этому возрасту.
  • Неполная средняя школа: 8 сеансов для учеников, которые уже закончили предыдущую программу (в противном случае полная программа из 14 сеансов).

Этот план включает следующее:

  • Тренировка в рамках ранее отработанных методик и навыков, приспособленных к данному возрасту.
  • Подкрепление   когнитивных   методик:  ссылки на   ABC-модель Эллиса [1].
  • Работа по сосредоточенности внимания и новым методикам, обучающим, как справляться с двойственными и сложными задачами.
  • Использование методик по релаксации и сосредоточиванию внимания для улучшения атмосферы в классе.
  • Управление стрессом, который вызывается телесными образами и сексуальностью.
  • Обучение элементарным правилам поддержания хорошего физического здоровья.

Средняя школа: 14—16 сеансов, соответствующих 4 ступеням программы начальной школы. Дается гораздо больше знаний относительно следующего:

  • Взаимоотношения ум — тело.
  • Физиология стресса.
  • Когнитивные ошибки и когнитивное умение справляться с ними.
  • Уверенность в себе.
  • Углубление релаксации и медитации.
  • Подготовка к стрессу взрослой жизни и жизни в обществе (в Израиле основной стресс — это приближающийся срок военной службы).
  • Преодоление боли.

В настоящее время программа рассматривается Израильским Министерством образования для утвер­ждения ее в качестве дополнительной программы в школе. Обучены 35 педагогов-психологов для внедре­ния этой программы в школах. Мы основали школу для обучения управлению стрессом в системе образова­ния. Участники — школьные советники, учителя, меди­цинские сестры. Обучение (40 часов, после которых проводится работа под наблюдением) включает само­тренировку, методики по управлению стрессом, тео­ретические основы стресса и его связи с уровнем работоспособности и методиками по оптимизации ра­ботоспособности.

Будет изучена эффективность программы. Мы ищем школу в США для параллельной работы по из­раильской программе. Везде проявляется огромный интерес к программе. Похоже, что система образова­ния с нетерпением ждет такую программу. Школьни­ки, которые уже участвовали в программе, были очень увлечены ею, их привлекла биологическая обратная связь. Мы использовали простой и дешевый прибор с кожно-гальванической обратной связью с привлека­тельной программой для детей и подростков. Школы могут приобрести десять приборов и установить их в компьютерном классе. У школ есть бюджетные про­блемы, касающиеся этой программы, но в ближайшем будущем учителя доработают программу, сделав ее более доступной для многих школ. Мы планируем до­бавить нейробиологическую обратную связь в некото­рых школах для учеников с дефицитом внимания и неспособностью к обучению.

Руководство программой осуществляют Уди Галь и Зехава Левенталь — члены совета Израильской ас­социации прикладной психофизиологии и биологичес­кой обратной связи, Якоб Цимерман и я.

Литература

  1. Ellis F. Reason and emotion in psychotherapy. New York: Lyle Stuart, 1962.
  2. Harel Y. Israeli yourth: Social welfare, health and risky behavior (Text in Hebrew). — Israel: Bar Han University Press, 1998.
  3. King A., Smith C, Wolf В., Harel Y. The health of yourth: Cross-country perspective. A Report of the 1993-94 Survey of Health Behavior in School-Aged Children: A WHO Cross-National Study, 1996.

Автор: Л.Хамиель, профессор, Израильская ассоциация прикладной психофизиологии и биологической обратной связи, Тель-Авив, Израиль

Меню