Важность развития психомоторных навыков у детей младшего дошкольного возраста

Важность развития психомоторных навыков у детей

Младший дошкольный возраст характерен тем, что основным обучающим средством является игра. Только при игре происходит усвоение основных поведенческих норм, мотивы и желания становятся осознанными, происходит перемена сознания от неосознанного к собственному «я», правилам и устоям общества. В младшем дошкольном возрасте, который приходится на 3-4 года ребенка, построение игры происходит на повторении предметных действий людей, но сюжет игры не развивается и не имеет направленности в действиях.

Развитие ребенка этого возраста зависит от наследственности, общего здоровья организма, пола, социума, поэтапностью созревания мозга, с окружением малыша. Безусловно, нет жестких рамок всех психомоторных навыков, касающихся абсолютно всех детей. Такого просто невозможно представить. На этапе раннего дошкольного возраста просто необходимо наблюдать динамику развития, дифференцированно учитывать общую моторику, тонкую моторику рук, зрительную координацию, достаточный лексический запас.

Основные рекомендуемые психомоторные навыки ребенка 3-х лет:

  • Осознает себя как индивида, говорит о себе только в первом лице. Упрямится, стремится к самостоятельности, любимое слово «сам», отрицает помощь родителей. В психологии возраст трех лет относят к переходному, как один из этапов становления личности. Этот этап особенно важен, так как ребенок начинает обособлять себя от окружающих;
  • Достаточно уверенно может назвать основные цвета: желтый, красный и синий;
  • Задает вопрос «почему?» обо всем, что видит
  • Играет в ролевые игры на тему «семья», «догонялки», обыгрывает сказки
  • Легко преодолевает высоту в 10-15 см;
  • Лепит, рисует простые фигуры;
  • Умеет самостоятельно одеваться;
  • Имеет представление о простейших правилах гигиены;
  • Легко использует в речи правильные простые предложения. Пробует конструировать сложные предложения, осознанно использует союзы;

Основные навыки для ребенка 4-х лет:

  • Может перечислить шесть цветов;
  • Часто задает вопросы по предметам, явлениям, целям;
  • Может сосчитать до пяти, различает и называет времена года;
  • Умеет рисовать вертикальные и горизонтальные линии, знает круг, квадрат, треугольник, знает, что такое ширина и высота;
  • Ловит и бросает мяч, прыгает по ступенькам. Увеличивается выносливость и потребность в движении, с удовольствием играет в подвижные игры;
  • Собирает конструктор или пазл для своей возрастной группы;
  • Слушает, а затем пересказывает адаптированный текст, выделяет главных героев, называет их черты характера (глупый, хитрый, жадный, храбрый и т. д.). Речь ребенка достаточно грамотна, легко использует сложноподчиненные конструкции;
  • Аккуратно кушает, ловко использует ложку и вилку, самостоятельно умывается и ходит в туалет;
  • Умеет играть в команде, социально адаптирован.

Многие родители, в стремлении сделать из своего ребенка «гения», не уделяют внимания психомоторному развитию, предпочитая в раннем возрасте прививать учебные навыки. Такое стремление впоследствии может пагубно отразиться на физическом и психическом здоровье ребенка. Для трех-четырехлетнего организма, энергия мозга которого абсолютно не приспособлена к повышенным нагрузкам, в ней заложены свои, установленные природой сроки и их невозможно изменить одним авторитарным решением.

Психическое развитие человека начинается внутриутробно, скрупулёзно следует заложенной генетической программе и заканчивается примерно в 9 лет. Задача педагогов и родителей не сломать природную формулу, а чутко наблюдая и помогая, развивать необходимые умения и навыки для дальнейшего физического и интеллектуального роста ребенка.

Меню