Зачем ребенку в разном возрасте нужен логопед

Зачем ребенку в разном возрасте нужен логопед

Многие родители не спешат обращаться к логопеду и задумываются об этом только тогда, когда пятилетний малыш четко не произносит какие-то звуки.

Однако задача логопеда намного шире, и не ограничивается постановкой двух-трех звуков!

Так в каких же случаях показана помощь квалифицированного специалиста? Ведь только логопед поможет разобраться в ситуации и подробно вас проконсультирует по поводу развития речевых способностей малыша.

Речь является самым сложным феноменом человеческого организма. И, конечно, родители рады каждому новому звуку, слову, предложению в речи малыша. Но порой бывает, так что молодые мамы и папы из-за всей неопытности могут не обратить внимания на четкость произнесения тех или иных звуков, лексический состав и скорость речи, словарный запас, пространственные представления о мире у ребенка. Все это и многое другое входит в первичную диагностику, которую проводит логопед.

Многие родители думают, что ребенка нужно приводить к логопеду в пять лет, однако они ошибаются. В этом возрасте ребенок имеет уже достаточно сформировавшуюся речь.

Уже с двух лет малыш постепенно начинает овладевать правильной речью. Конечно тут все зависит от индивидуальных способностей ребенка, но именно в этот момент нужно быть внимательней. Попробуем разобраться, какую помощь может оказать логопед ребенку в разном возрасте.

От 0 до 3 лет

Конечно же никто не понесет новорождённого к логопеду. А между тем первое, что делает малыш в первые дни своей жизни – кричит. А может и не кричать (что тоже бывает), что является определенным показателем не только для неонатолога, но и для логопеда.

От двух – трех месячного ребенка можно услышать гуление, чуть позже первые слоги. Родителям стоит задуматься, если в этот период ребенок молчит. Это является не только поводом для беспокойства, но и для проверки в первую очередь слуха и зрения.

К полутора годам ребенок понимает обращенную к нему речь. А значит у него уже имеется некоторый пассивный словарный запас, но пока не готов их произносить так же хорошо, как взрослые.

В 2-3 года начинается формирование грамматического строя речи – ребенок пробует строить маленькие предложения. К трем годам малыш уже накапливает активный словарь, в который входят от 300 до 1000 слов. Но если к трем годам у ребенка нет активного словаря, то есть он все понимает, но молчит – это серьезный повод обратиться к логопеду.

Что мешает развитию правильной речи у ребенка:

  • телевизор, радио, планшет, телефон, компьютерные игры
  • отсутствие живого общения со взрослыми
  • «сюсюкание»
  • слабое развитие мышц гортани и языка
  • постоянное психологическое давление, психологические травмы
  • частые болезни, недомогания
  • короткая уздечка языка, высокое нёбо
  • неправильное строение зубов
  • неправильный прикус

Не обязательно чтобы в трехлетнем возрасте ребенок говорил чисто, но он не должен, к примеру, нарушать количество слогов в слове. К пяти годам он уже должен правильно складывать предложения, уметь составить небольшой рассказ по картинке, связно рассказать какую-то историю.

Как известно, наша речь находится на кончиках пальцев, поэтому развитие мелкой и крупной моторики, су-джок-терапия, логопедический массаж, а также игровые программы и специальные методики помогают логопеду научить малыша правильному произношению. Если ребенок не понимает, как именно нужно поставить язык, логопед помогает ему специальной палочкой-помогалочкой – логопедическим зондом.

Однако для того чтобы у малыша все получилось, родители также должны прилагать свои усилия – заниматься с ребенком дома. Только так, в совместной деятельности, можно добиться видимого результата. Кроме того, занятия должны быть регулярными с доведением правильного произношения до автоматизма.

5-7 лет

В этом возрасте ребенок готовится к школе, где, кроме новых знаний, ему придется столкнуться и с новым коллективом. Согласитесь, что адаптация и общение со сверстниками будет проходить гораздо легче, если речь его будет чистой. Кроме того, перед школой, родители в обязательном порядке должны отвести ребенка к логопеду. Специалист проверит словарный запас ребенка, правильность произносимых звуков, моторные навыки — все то, что поможет ему быть успешным в учебе и общении со сверстниками.

Давно замечено, что дети, у которых имеются дефекты речи, в школе испытывают проблемы с правописанием. Такие дети путают на письме буквы, которые похоже звучат, в их тетрадках постоянные помарки, они часто выходят за поля и «залезают» на соседние строчки. Чуть позже у таких детей, как правило, возникают и проблемы и с геометрией. Конечно, логопед не выучит за ребенка теорему Пифагора, но с письменной речью и пространственными представлениями разобраться поможет.

Ребенку необходима помощь логопеда если:

  • к трем годам ребенок молчит или использует очень скудный словарный запас;
  • к трем годам ребенок не может составить предложения;
  • к пяти годам искажается тот или иной звук;
  • ребенок меняет местами слоги, пропускает или повторяет их;
  • к пяти годам ребенок испытывает трудности в произношении слов со стыками согласных (например, сн, чн, ст, кр и др.);
  • ребенок заикается;
  • у кого-то из родителей имеются дефекты речи;
  • существуют проблемы со зрением или слухом;
  • ребенок путает близкие по звучанию буквы при письме;
  • есть неврологические диагнозы (ЗПР, ДЦП, аутизм).
Меню